12.09.2022
Все
родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во
многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.
Вместе
с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих
кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя
ваш ребёнок в новой школьной жизни.
Одним
из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная
речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная
речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.
Хорошая, развитая речь – это основа успешного
обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих.
Недоразвитие одной из них делает речь
неполноценной.
Первое - произношение. Неправильное
произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи
заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение
нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с
детьми.
Важное
влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические
характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что
ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании
прочитанного.
Второе - это фонематическое восприятие, то есть
способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность
звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это
своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко
не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много
ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные,
разделительный мягкий знак).
Третье – словарь, то есть
количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в
активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и
понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и
пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят
от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям
необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями.
Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых
ребёнок может по рассуждать.
Четвертое – лексико - грамматический строй речи, то есть умение
ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических
представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное
употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в
овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.
И пятое – связная речь. Ребёнок должен
уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои
впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети,
не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или
иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками
написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении
с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь
взрослого.
О письме. Для того, чтобы у ребёнка был
красивый, ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7
лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация
движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот
возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и
графомоторных навыков.
О чтении. Учить читать до школы можно, но учить
нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать - это
неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам, а звукам, без
призвуков (М, Н, Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).
В
последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки
психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш
ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям
старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Задача родителей – не
опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие
ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте
интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей
страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края.
В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная
активность, рождается радость познания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.01.2022
Дата обновления: 21.09.2022
Дата публикации: 12.09.2022