Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста

18.08.2020

Многих родителей беспокоит речевое развитие своих ненаглядных чад! Некоторые из них, едва малышу исполнилось 3 годика, бегут к логопеду на занятия, а некоторые не замечают речевых проблем своего ребенка вплоть до школы. И только когда ребенок начинает плохо писать, читать, только тогда родители обращаются за консультацией к логопеду. Сегодня для всех родителей мы предлагаем окунуться в проблемы Ваших детей и поговорить о профилактике дисграфии и дислексии, которую необходимо начинать еще в детском саду  с 4-5 лет.

     Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Ошибки чтения и письма носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его посещения детского сада. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения, а так же нарушениями фонематического слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка. Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга, обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушением устной речи.

Дисграфия и дислексия являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и влекут за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные наслоения). Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе! И действительно, довольно часто мы замечали, что ряд ошибок из детсадовской тетради по грамоте перекочевывает в школьную тетрадь. Вот почему еще в раннем дошкольном возрасте надо вводить ребёнка в звуковую систему языка.

Для того, чтобы приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит, играть с детьми. Ведь последовательный и систематически проводимый звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.

     Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать, дорогие мамы и папы, внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр:

 

1.     Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы! Звук «М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не буквы!

2.     Давайте детям такие слова для звукового анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и т.д.).

3.     Помните, что звонкие согласные оглушаются в конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)

 

Игра первая «Встречу слово по дороге – разобью его на слоги»

Бросить ребенку мяч, назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.

Игра вторая «Слог да слог и будет слово, мы в игру играем снова...»

Взрослый называет ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са -  (ша, хар, пог, лют).

Игра третья «Кто в домике живет?»

Ребенку предлагаются картинки (по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда», «Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут» ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.

Игра четвертая «Звуки разные встречаем, по дороге вновь шагаем»

Называем ребенку односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить, какой звук «тянется», «поется»?

Игра пятая «Кто первый?»

Называем ребенку слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.Хочу такой сайт

 

В играх «Цепочка слов», «Прицепи вагончик» дети учатся выделять звук из начала и конца слова. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова. Т.о. составляется цепочка.

 

                       Цепочки слов». Авторская дидактическая игра для развития навыка ...           https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/7/41248_179cf8789b53c4c782e909ef0e95ce9b.jpg.jpg

       Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Найди место звука в слове».

 

В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится, если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков.

  https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/7/41248_4a574942fd4f1b87a033efafeaec2c73.jpg.jpg

В игре «Расшифруй слово» слова составляются по первым звукам (буквам) других слов. Например: жираф, ананас, Буратино, акула (жаба).

Слова можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).

  https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/7/41248_07dcbd16d4f3242b8a9d4d1d000ff884.jpg.jpg


В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: М, Т, С, О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.

  https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/7/41248_2a0e9cd7462e3079cf821cac1eed6fce.jpg.jpg  


Отгадывание разнообразных ребусов, изографов, чтение слов в обратном порядке, по полубукве.


С целью формирования осмысленного чтения используются следующие игры и задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.

Для уяснения лексического значения слова используются игры «Подбери слово»
1. Подобрать нужное слово к смысловому ряду:
а) по опорным признакам. Например: белое, теплое, парное (что?) (Молоко).
Хищный, серый, злой, клыкастый (кто?) (Волк);
б) на обобщающие понятия:
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - транспорт)
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,..)
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда, лето)
2. Подбор родственных слов в игре «Назови семейку» (Снег – снеговик, снежный, снегурочка, подснежник)
3. Подбор синонимов к существительным в игре «Подбери слова приятели» (добрый, ласковый, нежный).
4. Подбор антонимов к данным словам в игре «Скажи наоборот» (высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко – близко).


В результате использования игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 18.08.2020

Дата обновления: 18.08.2020

Дата публикации: 18.08.2020

Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».