18.08.2020
Многих родителей
беспокоит речевое развитие своих ненаглядных чад! Некоторые из них, едва малышу
исполнилось 3 годика, бегут к логопеду на занятия, а некоторые не замечают
речевых проблем своего ребенка вплоть до школы. И только когда ребенок начинает
плохо писать, читать, только тогда родители обращаются за консультацией к
логопеду. Сегодня для всех родителей мы предлагаем окунуться в проблемы Ваших
детей и поговорить о профилактике дисграфии и дислексии, которую необходимо
начинать еще в детском саду с 4-5 лет.
Дисграфия
— это частичное
специфическое нарушение процесса письма. Дислексия — частичное специфическое
нарушение процесса чтения.
Ошибки чтения и письма
носят стойкий характер, их возникновение не связано с нарушением
интеллектуального развития ребёнка или с нерегулярностью его посещения детского
сада. Эти ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций,
участвующих в процессе письма и чтения, а так же нарушениями фонематического
слуха, который в свою очередь отвечает за различение звуков родного языка.
Дисграфия и дислексия не являются нарушениями, изолированными друг от друга,
обычно встречаются в сочетании, так как имеют единые механизмы и тесно связаны
с нарушением устной речи.
Дисграфия и дислексия
являются не только серьёзным препятствием в овладении письмом и чтением, но и
влекут за собой изменения в характере ребёнка (вторичные аффективные
наслоения). Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и
чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе! И
действительно, довольно часто мы замечали, что ряд ошибок из детсадовской
тетради по грамоте перекочевывает в школьную тетрадь. Вот почему еще в раннем
дошкольном возрасте надо вводить ребёнка в звуковую систему языка.
Для того, чтобы
приучить детей к слушанию как особому виду речевой деятельности, укрепить
внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами, научить
звуковому анализу и синтезу слов, необходимо, как это не банально звучит,
играть с детьми. Ведь последовательный и систематически проводимый
звукослоговой анализ является одним из условий успешного овладения грамотой.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и
дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой
форме. Прежде чем начать, дорогие мамы и папы,
внимательно ознакомьтесь с правилами проведения данных игр:
1. Называйте, пожалуйста, звуки, а не буквы! Звук
«М», а ни в коем случае не «МЭ» или «ЭМ», так как в дальнейшем при анализе слов
детям очень трудно разобраться в названии букв и звуков. И так как мы работаем
на развитие фонематического слуха в первую очередь, то мы слышим звуки, а не
буквы!
2. Давайте детям такие слова для звукового
анализа и синтеза, написание которых не расходиться с произношением (мак, лук и
т.д.).
3. Помните, что звонкие согласные оглушаются в
конце слова (паровоз мы слышим – паровос, зуп и т.д.)
Игра первая «Встречу слово по дороге – разобью его
на слоги»
Бросить ребенку мяч,
назвав любое слово, он отбивает мячом количество слогов.
Игра вторая «Слог да слог и будет слово, мы в игру
играем снова...»
Взрослый называет
ребенку первый слог любого слова, а ребенок должен досказать слово: Са -
(ша, хар, пог, лют).
Игра третья «Кто в домике живет?»
Ребенку предлагаются
картинки (по желанию можно сгруппировать их по темам: «Животные», «Посуда»,
«Игрушки» и т.д.), а он должен их «расселить» — кто с кем «живет» в
домике, в зависимости от количества слогов в данном слове: вместе «живут»
ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет.
Игра четвертая «Звуки разные встречаем, по дороге вновь
шагаем»
Называем ребенку
односоставные слова — состоящие из одного слога (мак, сок, суп, дым и
т.д.), и длительно тянем гласный звук – мААААк. Просим ребенка определить,
какой звук «тянется», «поется»?
Игра пятая «Кто первый?»
Называем ребенку
слова, он угадывает, на какой звук начинается данное слово.
В
играх «Цепочка слов», «Прицепи
вагончик» дети
учатся выделять звук из начала и конца слова. Каждое последующее слово должно
начинаться с последнего звука предыдущего слова. Т.о. составляется цепочка.
Умение
определять позиции звука в слове формируется в игре «Найди место звука в
слове».
В
игре «Что получится?» по картинкам дети
выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых
изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится,
если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков.
В
игре «Расшифруй слово» слова составляются по
первым звукам (буквам) других слов. Например: жираф, ананас, Буратино, акула
(жаба).
Слова
можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).
В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово
печатают, выкладывают буквами). Например: М, Т, С, О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.
Отгадывание разнообразных ребусов, изографов,
чтение слов в обратном порядке, по полубукве.
С целью формирования осмысленного чтения
используются следующие игры и задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую
картинку.
2. Прочитать слово и ответить на вопрос.
3. Объяснить значение прочитанного слова.
Для уяснения лексического значения слова используются
игры «Подбери
слово»
1. Подобрать нужное слово к смысловому ряду:
а) по опорным признакам. Например: белое,
теплое, парное (что?) (Молоко).
Хищный, серый, злой, клыкастый (кто?) (Волк);
б) на обобщающие понятия:
- назвать общим словом (автобус, трамвай,
троллейбус - транспорт)
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,..)
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна,
среда, лето)
2. Подбор родственных слов в игре «Назови
семейку» (Снег –
снеговик, снежный, снегурочка, подснежник)
3. Подбор синонимов к существительным в
игре «Подбери слова приятели» (добрый,
ласковый, нежный).
4. Подбор антонимов к данным словам в игре
«Скажи наоборот» (высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко –
близко).
В результате использования игр у детей:
улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу
чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.08.2020
Дата обновления: 18.08.2020
Дата публикации: 18.08.2020