05.09.2018
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных организациях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно. Таким образом, закон закрепил за родителями право выбора между специальными образовательными учреждениями и обучением ребенка в образовательной организации общего типа. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. И согласно тому же закону администрация и педагоги образовательной организации, в которую попадает ребенок с ОВЗ, обязаны обеспечить ему необходимые образовательные условия. Перед администрацией и педагогами детского сада встает вопрос: как правильно организовать работу с данной категорией детей. Такая ситуация сложилась и в нашем детском саду № 113 «Капитошка». На педагогическом совете было принято решение инициировать процесс внедрения инклюзивной практики и была выбрана инициативная группа педагогов, которая занялась разработкой плана действий. Поэтому нашим первым шагом стало изучение нормативной базы по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также знакомства с опытом детских садов, которые уже вступили на путь инклюзивной практики.
Цель: организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи:
проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ
Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности; Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи; Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей. Вторым шагом, является обследование узких специалистов (педагог- психолог, учитель-логопед, медперсонал, руководитель физического воспитания и музыкальный работник), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством педагога - психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные маршруты развития определенного содержания. Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы; Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборах материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии. Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно- эпидемиологических норм. Наш детский сад работает по программе «Тропинки» В.Т. Кудрявцева, которая большое внимание уделяет современным инновационным технологиям, и адаптированной региональной программе «Экологическими тропами Бурятии».
Мы живём в Бурятии, которая славится уникальным озером Байкал с его неповторимым песком, имеющим лечебные свойства. Эти свойства мы и применяем у себя в детском саду «Капитошка» на практике. Огромный интерес проявляется к 6 пескографии, как средство адаптации детей с ОВЗ которое позволяет скорректировать эмоционально-волевую и социальную сферы детей- дошкольников. Пескография – это рисование песком . Эта методика является огромной возможностью исследовать свой внутренний мир и окружающий. Она дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой . Общение с песком гармонизирует состояние детей с ОВЗ. Это очень благотворно действует на детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал. В течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития детей с ОВЗ. Огромную роль в работе с такими детьми играют родители. Организация совместных детско-родительских мероприятий с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ, проходят в клубе «Пчёлка», который действует с 2012г. Клуб имеет свой план работы, положение и прописан в Уставе. В соответствии с требованиями ФГОС ДО роль родителей в реализации задач образовательных областей программы возрастает, и работа специалистов направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. 7 Поэтому, одним из важных направлений в деятельности психолого- педагогической службы детского сада является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Данная работа строится на основе партнерства. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Цель Родительского клуба «Пчёлка» - повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Задачи клуба:
• оказание психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям с детьми ОВЗ
• формирование родительских навыков в воспитании детей для создания безопасной среды и успешной социализации; • формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй;
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания. Формы работы
• консультации • групповые занятия • выставки увлечений и достижений детей
• тренинги
• выступления специалистов
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Не каждый родитель оказывается способен принять своего ребенка, таким, какой он есть и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно 8 возникают в процессе жизни . Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем кто взаимодействует с таким детьми. В детском саду ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.10.2018
Дата обновления: 17.10.2018
Дата публикации: 05.09.2018