Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в ДОУ

03.09.2018

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Это обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Главная цель работы учителя-логопеда – это формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребёнка. Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушений речевой деятельности с учётом специфических особенностей, потенциальных возможностей ребёнка. Учитель-логопед работает во взаимосвязи со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками. Работа строится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное. В коррекционно-образовательном процессе деятельность социально ориентированной. Руководящая роль при этом отводится доброте, справедливости, любви и уважению к воспитанникам. В нашем саду функционируют 2 логопедические группы. Имеются логопедические кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются такие методики, как: - Физкультурная зарядка, которая активизирует весь аппарат ребёнка. Утренний ритуал, занимаемый 5 минут даёт колоссальную нагрузку на все группы мышц и подготавливает детский организм к восприятию разных техник, таких как дыхательные, зрительные и др., которые плодотворно влияют не только на речь, но и на физическое состояние ребенка. - Дыхательная гимнастика, которая стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы. Упражнения для дыхания по лексическим темам направлены на индивидуальный, фронтальный, подгрупповой подход. - Зрительная гимнастика, снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Используется комплекс упражнений после напряженной 10 минутной работы - Артикуляционная гимнастика. Она способствует коммуникации, эмоциональному развитию. Выполняется на каждом занятии, перед зеркалом, по подражанию или словесной инструкции. - Релаксация, снимает напряжение, чувство беспокойства. Релаксация, является одним из основных этапов работы. При этом у детей развивается умение управлять своим телом, они могут контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. - Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. - Физминутки по лексическим темам, которые повышают работоспособность, и предназначены для профилактики нарушения осанки и плоскостопия. - Психогимнастика. Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения, так же развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств. Этот вид гимнастики очень эффективен в паре со сказкотерапией. - Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. Она направлена на нормализацию речевой моторики, эмоционального развития. - Биоэнергопластика. Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. При использовании биоэнергопластики речь, сопряженная с движениями рук, при котором улучшается речь, а выполнение артикуляционной гимнастики сопровождается движениями рук. - Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры, при этом происходит стимулирование и активизация мышечного тонуса. Использование различных комплексов упражнений по самомассажу, происходит формирование тактильных ощущений, укрепляется мимическая мускулатура, а впоследствии развивается и речь у детей. - Гимнастика для пальчиков. Это и развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости, снятие синкенезий и мышечных зажимов. Так же сюда входят и крупотерапия, пескотерапия, суджок, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, с катушками. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Игры, развивающие речь, занятия по развитию координации движений обязательно должны присутствовать среди других. А забавные стишки и веселые потешки сделают такие занятия более привлекательными, что позволит проводить время с детьми интересно и содержательно, при этом развивая их внимание и память. Более того, упражнения, сопровождающиеся стихами, позволяют проводить совместную увлекательную зарядку, доставляя при этом ребенку радость. В нашем детском саду в каждой группе имеется в свободном доступе для детей большое количество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. В логопедических группах есть речевые уголки, в которых содержатся не только игры для моторики, но и множество учебно-развивающих пособий. В работе логопеда с детьми с ОВЗ самое главное – это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой. И нет ничего радостнее, чем видеть довольные детские глаза, улыбки, желание и интерес. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягивается ниточка-тропинка к его способностям, познавать и открывать новое. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2018Хочу такой сайт

Дата обновления: 12.10.2018

Дата публикации: 03.09.2018

Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».