Су-Джок терапия и речь.
21.10.2019
«Ум ребенка
находится на кончиках его пальцев»
В. А.
Сухомлинский
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок
терапия ("Су" –кисть, "Джок" –стопа). Кисти и стопы являются,
по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления», управляющими
здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода «маленькие
клиники», естественным образом излечивающие болезни тела. На кистях и стопах в
строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем
органам и участкам тела.
В логопедических целях Су –Джок терапия
совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой,
рисованием активизирует развитие речи детей.
Что представляет собой Су-Джок? Это
колючий шарик, внутри которого находятся два пружинистых колечка.
Достоинства Су-Джок:
- высокая
эффективность, при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная
безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред;
- универсальность –
Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в
домашних условиях.
Приёмы работы с детьми:
- удерживать колючий
шарик на расправленной ладошке каждой руки;
- удерживать шарик на
расправленной ладошке левой руки, прижатый сверху правой ладошкой и наоборот;
- сжимать и разжимать
шарик в кулачок каждой рукой;
- каждым пальчиком
надавливать на иголочки шарика каждой руки;
- удерживать колючий
шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний);
- захватывать колючий
шарик тремя пальчиками и передвигаться им по дорожкам разной конфигурации;
- прокатывать колючий
шарик по ладошке правой и левой руки круговыми движениями в разные стороны;
- прокатывать колючий
шарик вдоль расправленных ладошек вверх-вниз.
При выполнении упражнений с массажными шариками важно соблюдать
ряд требований:
- чередовать медленный и быстрый темп
выполнения движений;
- соблюдать принцип «от простого к сложному» (сначала ребёнок учится работать
ведущей рукой, затем не ведущей, и наконец, обеими руками одновременно);
- перед выполнением упражнения
показывать движения, сопровождая
их словесной инструкцией;
- каждое упражнение давать в
игровой форме.
1. Массаж
Су-Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком
в соответствии с текстом):
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж
пальцев эластичным кольцом (дети поочередно надевают массажные кольца на каждый
палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики):
Раз – два –три –четыре –пять, (разгибать
пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый
толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб
показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит
он в середине.
Этот пальчик безымянный, он
избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок
и удал.
3.
Использование Су–Джок шаров при автоматизации звуков ( ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый
палец, одновременно
проговаривая
стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш)
На правой
руке:
Этот малыш - Илюша, (на большой
палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.
(мизинец)
На левой
руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой
палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок
катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на
автоматизацию звука Ж:
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4.
Использование Су –Джок шаров при совершенствовании лексико- грамматических
категорий:
упражнение
«Один-много» ( логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет вединственном
числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные
во множественном числе. Аналогично упражнения: «Назови ласково», «Скажи
наоборот».
5.
Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети
выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки,
возьми шарик
в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает
глаза,
взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать,
на какой
палец, какой руки надето кольцо.
6.
Использование шариков для звукового анализа слов.
Для
характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов:
красный,
синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает,
соответствующий
обозначению звука, шарик.
7.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления
предлогов.
На столе
коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики
соответственно:
красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый –около коробки; затем
наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
8. Использование
шариков для слогового анализа слов.
Упражнение
«Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по
одному
шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Таким образом, сочетание таких упражнений,
как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции
звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет
значительно повысить эффективность коррекционно - логопедической деятельности в
условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних
условиях.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.10.2019
Дата обновления: 21.10.2019
Дата публикации: 21.10.2019