Особый ребёнок

03.09.2018

Проблема семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, находится сейчас в центре интересов государства и общественных организаций. Реализация данного направления предполагает разработку новых способов развития психических процессов детей-инвалидов, в которых семье отводится особая роль. Анализ проблем детской инвалидности обусловлен сознанием того, что у детей-инвалидов раннего возраста в дальнейшем могут наблюдаться нарушения психофизического развития и системные недоразвития речи. Исследователи отмечают у таких детей нарушения восприятия, образования понятий, внимания, эмоционально-личностного и социального поведения (К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ю. Левченко, Л.В. Кузнецова, Н.Ю. Борякова и др.). Ранний возраст – период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего, функций мозга. Особенностью раннего возраста является взаимосвязь соматического здоровья, физического и нервно- психического развития детей. Очень важно не упустить ранний, сенситивный для развития компенсаторных возможностей возраст ребёнка. Это поможет сформировать у ребёнка-инвалида не только азы общения, но и развить психические функции, личность ребёнка в целом, осуществить профилактику вторичных отклонений, будет способствовать интеграции. Общеизвестно, что раннее начало коррекционной работы – один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка-инвалида к жизни, в нем заложен значительный потенциал по устранению отягощающих жизнь малыша патологических проявлений. Исходя из этого положения, в данной статье мы будем говорить о детях-инвалидах 3-7 лет. Известно, что освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии с взрослым. В совместной деятельности ребёнок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию. Поэтому пробл Формирование восприятия и внимания являются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей-инвалидов раннего возраста. Анализ специальной литературы в целом показал наличие в настоящее время большого интереса со стороны специалистов к данной проблеме. В то же время, эта тема недостаточно разработана, существует большой разброс материалов по диагностике психического развития, по выбору средств и форм коррекционной помощи таким детям (Н.М. Аксарина, О.В. Баженова, В.П. Балобанова, К.Л. Печора, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Т.А. Титова и др.). Тем не менее, в отечественной литературе остается недостаточно разработанной проблема формирования основ восприятия и внимания у детей-инвалидов в семье. Описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование восприятия и внимания как азов социальной компетенции, сколько на развитие речи и мышления в целом. Несмотря на содержательность имеющихся материалов, они могут быть только в незначительной степени использованы родителями детей- инвалидов для работы по формированию у них восприятия и внимания, так как содержат лишь отдельные замечания и имеют сугубо научный подход. На сегодняшний день ребёнок-инвалид рассматривается как равноправный партнёр. Он должен быть в «коммуникативном поле». Сложная структура дефекта определяет особенности формирования всех психических функций. Остаётся открытым вопрос об умении ребёнка- инвалида решать постепенно усложняющиеся коммуникативные и социальные задачи, особенно на начальных этапах коррекционного обучения. Дефицит практических рекомендаций по формированию основ восприятия и внимания в семье ставят родителей перед необходимостью использовать приёмы, не рассчитанные специально на детей-инвалидов. Вопрос формирования восприятия и внимания у таких детей требует дальнейшей разработки, определения новых подходов к организации, средствам, формам и приёмам обучения. У детей-инвалидов имеются потенциальные возможности психофизического развития. Резервы совершенствования коррекционной психолого-педагогической работы с ними кроются в повышении их активизации при развивающем взаимодействии с семьёй. Воздействие, направленное на формирование восприятия и внимания детей-инвалидов, должно базироваться на усилении социальной направленности воспитания и обучения, на формировании их положительной мотивации и активизации. Ребенок с инвалидностью нуждается в неизмеримо больших трудах родителей, чем здоровый ребенок. Родители должны быть не простыми исполнителями назначений и предписаний врачей, психологов и логопедов. Они должны стать равноправными партнерами в борьбе за собственного ребенка. При стационарном лечении волевая доминанта отдается специалистам. В условиях домашней обстановки ответственность за ребенка лежит на родителях. Поэтому, родителям, имеющим ребенка-инвалида, должны быть доступны методики коррекционно-развивающей работы Большинство родителей, имеющих такого ребенка, осознают необходимость систематической и целенаправленной коррекционной работы над развитием его двигательной сферы, речи и интеллектуальных возможностей: организуют занятия ребенка со специалистами, курсы лечения, зачисляют детей в специализированные учреждения. Вместе с тем, специально организованные занятия занимают лишь несколько минут (максимум час) в сутки, большую же часть времени больной ребенок находится дома, в обществе родителей, чаще всего, матери. Довольно часто, загруженная заботами мать выполняет домашнюю работу механически и молча, не общаясь с ребенком, не привлекая его к совместным действиям. И действительно, пользы в домашних делах от ребенка-инвалида немного, больше мешает, чем помогает, проще и быстрее самой покормить его, умыть, одеть, чем дожидаться пока он выполнит действие самостоятельно, тем более что зачастую это невозможно в силу его двигательных ограничений. Вместе с тем, правильно организованное общение родителей с больным ребенком в повседневной жизни, в процессе совместного выполнения даже таких элементарных действий как умывание, кормление, уборка, стирка, т.е., в режимных моментах имеет огромное значение для его психического развития. Человек приобретает опыт и развивается лишь в деятельности. Если ребенок-инвалид не может выполнить действия в силу двигательных ограничений, невнимательности и недостаточного восприятия неправильно превращать его в «живую куклу», пассивного наблюдателя за жизнью других людей. Прогнозировать развитие ребенка-инвалида - дело сложное и мало изученное. Но именно оно - наиболее важная задача, так как позволяет понять, как выглядят те или иные качества личности, особенности восприятия, внимания, мышления на данном этапе возрастного развития и во что они будут трансформированы со временем. Необходимо ответить на вопрос: «Какие проявления психики ребенка-инвалида следует рассматривать как залог будущих достижений, а какие считать негативными?». Это даст возможность создать более объективный сценарий развития социализации ребенка-инвалида. В основе социализации ребенка-инвалида лежат процессы восприятия и внимания. Целенаправленное формирование восприятия и внимания должно пронизывать всю жизнедеятельность ребенка в семье. Это – социальная включенность в роли, социальное поведение. В раннем возрасте нам нужно заложить эти механизмы, рассматривая восприятие и внимание как инструменты обеспечения успешной адаптации детей-инвалидов в обществе. Как это сделать в домашних условиях, чтобы это было образом жизни семьи и помогло преодолеть трудности, которые вызваны болезнью ребенка, мы сейчас расскажем. Самое главное - организовать деятельностьребенка на занятиях, обогатить его жизненный и чувственный опыт, расширить круг представлений; уточнитьвозможности восприятий и ощущений, организовать зрительное и слуховое внимание. Поэтому, важной перспективной задачей на этом этапе является развитие системы межанализаторных связей как основы для формирования основ восприятия и внимания. Существенную роль играет формирование ориентировочно-поисковой и эмоциональной реакции на звучание предметов и голосов ближайшего окружения ребёнка, развитие основ звуковых ориентировок, восприятие слов из речевого потока. Имеют значение организация зрительного внимания в заданном пространстве, развитие прослеживающих движений глаз, активизация ощущений тела как системы координат (стимуляция зависит от сохранного анализатора). Важно:  установить зрительный и эмоциональный контакт;  подобрать адекватную аффективную и сенсорную стимуляцию;  настроить ребёнка на эмоциональное сопереживание;  повысить уровень общей активности ребёнка;  организовать произвольное внимание (а это – Самоа сложное)– развить способность к концентрации, распределению и переключению внимания. Ситуацию общения необходимо организовывать так, чтобы она была комфортной для ребёнка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Поэтому родители должны научиться способам привлечения внимания ребёнка, стимуляции его к развитию активного взаимодействия, что будет способствовать формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения. Формирование положительного эмоционального настроя на совместную деятельность происходит на основе использования различных видов неречевой деятельности (игра, рисование, лепка). Эти задания развивают сосредоточение внимания на развитии событий. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции - раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях. Все действия включаются микродозами и сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами. Родители должны стимулировать детей на непроизвольные подражания действиям, мимике и интонациям взрослых, на эхолалии, обыгрывать звуковые реакции с помощью эмоционально-смыслового комментария игр и занятий, сопровождающего ребёнка в течение всего дня и являющегося необходимым элементом занятий. Используемые приёмы должны включать создание предметной игровой среды с учётом индивидуального подхода и мобильности. Материалы для игр и заданий подбираются в соответствии с интересами конкретного ребёнка. Надо стараться сгладить неприятные ощущения, фиксируясь на приятных, накладывая словесную формулу на аффективные реакции ребёнка. В ответ на любые звуковые реакции мы рекомендуем использовать положительное подкрепление, вплоть до пищевого. Приведём примеры игровых заданий, используемых на подготовительном этапе. Задания на привлечение зрительного внимания. Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки. 1.Ребёнку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку, дёргая за ниточку, ребёнок прослеживает движение взглядом и пытается схватить её рукой. 2.Взрослый побуждает ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением, активизируя внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задания на активизацию ощущений и восприятий.

Цель: развивать ощущения ребёнка с использованием различных поверхностей, с помощью лёгких массажных движений.

Перед ребёнком на столе тарелочка с тёплой водой, вата, жёсткая щетка. Взрослый действует рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия словами. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности - наждачная бумага, тарелочка с кремом.

Игра «Следы». Перед ребёнком на столе находится игрушечный домик и размягчённый пластилин в форме дорожки. Взрослый объясняет ребёнку, что если кто-нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы и показывает, как их сделать, используя совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

На данном этапе родители должны опираться на различные пути и условия, помогающие ребёнку овладеть основами восприятия и внимания. Так, при показе предмета решаются задачи привлечения внимания к объекту и развития восприятия речи. При выполнении действий с предметами - развитие понимания слов, обозначающих движения, состояния, признаки действий. Обучение выполнению поручений способствует формированию умения самостоятельно выражать просьбу. Смысл произносимого должен иллюстрироваться специальными наглядными средствами - картинками, реальными предметами или игрушками. Опосредованное общение через куклу (игрушку) способствует появлению инициативности у детей, обогащает их невербальные средства коммуникации. Приём комментирования действий ребёнка, который должны использовать родители, помимо привлечения внимания и развития восприятия речи, подготавливает следующую ступень психоречевого развития, предваряя употребление необходимых жестов и слов для коммуникации. Это закладывает основы социального поведения. На следующем этапе формируются основы восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях, и активного внимания, необходимых для становления социализации. Тренировки должны проводиться ежедневно. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от состояния ребёнка и его готовности к сотрудничеству (от 10 до 40 минут). В каждый режимный момент включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование основ восприятия и внимания. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребёнку. Своевременное переключение на другую деятельность происходит при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Кроме того, все предлагаемые упражнения необходимо проводить в домашней обстановке во всех режимных моментах. Помните, что родитель должен помочь ребенку-инвалиду, а не сделать за него! У каждого ребенка – свой дефект и свои трудности. Исходя из особенностей дефекта, нужно варьировать приёмы работы. В работе с детьми-инвалидами с нарушением слуха большое значение имеет подражание, должна широко использоваться предметная деятельность на основе эмоционального воздействия с взрослым, уточняется характер имеющихся звуков. Воздействие направляется на развитие фонематического восприятия, понимание речевых структур. У детей-инвалидов с нарушениями зрения особенно обширно представлены нарушения, становящиеся причиной сокращения двигательной активности и раннего расстройства информационных связей с окружающим миром. Своеобразие комплексной коррекционной работы осуществляется с учётом состояния зрения, особенностей способов восприятия, специфических приемов подачи одного и того же материала. У таких детей необходимо формировать всесторонние представления об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности. Особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения - дидактический материал необходимой величины, окраски и объёмности, использование рельефных картинок и т.д. Важным моментом в работе с детьми-инвалидами с интеллектуальной недостаточностью является развитие наглядного мышления, знакомство с предметами окружающей действительности. С этими детьми необходимо проводить дополнительную работу по развитию психической активности, введению в эмоциональное переживание, насыщению сенсорными впечатлениями - зрительной, вестибулярной и тактильной стимуляцией. Специфика работы с детьми-инвалидами с детским церебральным параличом заключается в сочетании с массажем артикуляционных органов с развитием функций рук и общей моторики ребёнка. Большое значение придается формированию тактильного восприятия. Коррекционные мероприятия по развитию и совершенствованию восприятия и внимания осуществляются в процессе практической деятельности – спонтанная игра ограничена в силу специфики самого заболевания. Работа по установлению контакта с детьми-инвалидами с эмоциональными нарушениями должна идти особенно осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребёнком. «Приручая» ребёнка, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться прямо к нему словом или жестом. После установления к себе положительного отношения, нужно помнить о пресыщаемости такого ребёнка в контактах, давать возможность ему отдохнуть, не прерывая тактильного контакта. В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребёнка. Задания на организацию зрительного внимания в данном случае не эффективны.

Указания по организации занятий.

 Помните о главной направленности проводимого занятия.  Всегда поощряйте попытки ребенка общаться.

 Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуары, музыкальные инструменты.

 Используйте различные формы поддержки ребенка – улыбку, поглаживание, обнимание.

 Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте ребенка в игру, насколько это возможно.

 Не оказывайте физическую помощь ребенку, у которого возникают трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.

 Сведите все посторонние раздражители к минимуму.

 Заканчивайте задание, прежде чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.

 Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.

По материалам статьи Кирилловой Е.В., кандидата педагогически наук, доцента кафедры современных технологий реабилитации МГОУ

Примеры для занятий домаХочу такой сайт

1. Развитие вкусовых ощущений и восприятий. Задачи:  расширение рамок вкусовых ощущений и восприятий;  развитие вкусовой чувствительности;  развитие обоняния;  развитие способности чувствовать, ощущать и соотносить данные ощущения с предметом;  учить различать приятные и неприятные запахи, вкусовые ощущения;  развивать соответствующие эмоции на данные ощущения. Приёмы:  различение запахов;  соотнесение запаха с предметом;  употребление контрастных напитков;  употребление контрастных видов и сортов пищи;  употребление различных видов еды;  использование различных температурных раздражителей; Приведём примеры занятий по развитию вкусовых ощущений и восприятий.

Занятие №1. Цель: развитие вкусовых ощущений, воспитание положительного отношения к приему пищи. Оборудование: обычная обстановка дома, продукты острого и сладкого вкуса, стакан воды. Процедура: Взрослый предлагает ребенку попробовать что-нибудь сладкое, сначала чуть-чуть, потом побольше. Затем ребенок выпивает воды, чтобы избавиться от прежнего вкуса. Далее та же процедура проделывается с чем- нибудь острым. После этого взрослый предлагает ребенку выбрать между двумя вкусами. Необходимо следить за реакцией ребенка, по которой можно определить, что ему нравиться, а что – нет. Реакция может быть различной: отворачивание от ложки и наоборот, открывание, и закрывание рта, качание головой, смех, гримасы. Взрослый должен говорить с ребенком во время занятия, используя слова: еда, вкус, сладкий, острый, нравится, не нравится. Варианты:  Использование различных контрастных вкусов: горький-сладкий, острый-мягкий.  Использование различных сортов пищи: сухая- мокрая, жесткая-мягкая, хрустящая-воздушная.  Использование различной температуры еды: горячая, теплая, прохладная, холодная.  Использование еды, приготовленной различными способами: вареная, печеная: морковь, помидоры, кабачки, яблоки.  Использование контрастных напитков: холодные- горячие, концентрированные-разбавленные.  Использование различных вариантов еды: мясо и овощи, хлеб и фрукты и т.д.

Занятие №2. Цель: развитие обонятельных ощущений, формирование связей между ароматами и предметами, их издающими. Оборудование: обычная обстановка дома, духи, спрей после бритья. Процедура: Взрослый держит открытый пузырек с туалетной водой около носа ребенка, не брызгая. Затем брызгает немного на небольшом расстоянии от ребенка. Затем брызгает на запястье ребенка и предлагает ему понюхать. Затем та же процедура проделывается за ушами ребенка и на шее. Необходимо проследить, чтобы ребенок совершил несколько вдохов. Во время процедуры взрослый должен разговаривать с ребенком. Используются слова: запах, духи, нос, аромат, фруктовый, похож, сильный, стойкий. Затем можно попробовать другие запахи. Варианты:  Использование двух контрастных запахов, например, брызните на одну руку ребенка туалетной водой с запахом клубники, а на другую руку – одеколоном для бритья. Предложите ребенку выбрать один из этих запахов.  Использование различных запахов: крема, масел, освежителя воздуха, эссенции для приготовления пищи, духов, цветочных ароматов.

2. Развитие слухового восприятия и внимания. Задачи:  расширение рамок слухового восприятия;  развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти;  развитие слуховой сосредоточенности;  формирование основ слуховой дифференциации;  формирование регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;  формирование способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. Приёмы:  привлечение внимания к звучащему предмету;  совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;  определение местонахождения и направленности звука;  знакомство с характером звучащих предметов;  различение звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;  запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);  различение голосов ближайшего окружения;  реагирование на громкость звучания;  узнавание и различение гласных звуков А, О, У, И;  выделение слов из речевого потока;  развитие подражания неречевым и речевым звукам; различение и запоминание цепочки звукоподражаний.;  членение речевого потока на смысловые фрагменты, на отдельные звуковые комплексы;  различение на слух звуков речи. Приведём примеры занятий по развитию слухового восприятия и внимания.

Занятие №1. Цель: развитие слухового внимания, формирование основ тонких звуковых дифференцировок. Оборудование: обычная обстановка дома. Процедура: Перед ребёнком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты - барабан и колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Ребёнка знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребёнку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему. Варианты: Постепенное увеличение количества предметов.

Занятие №2 Цель: формирование основ слуховой дифференциации неречевых звуков. Оборудование: обычная обстановка в группе или дома. Основные требования к изготовлению звуковых коробочек: коробочки должны быть одинакового цвета и формы, сделанными из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой. Наполнители коробочек: монеты, спички, пуговицы, фасоль, горох, скрепки, песок. Процедура: Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же коробочку среди 2-3-х одинаковых по внешнему виду. Варианты: Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится более близким по звучанию.

3. Развитие тактильного восприятия и внимания, зрительно- моторной координации. Задачи:  развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук;  развитие глазодвигателей, тактильно- проприоцептивных и статико-динамических ощущений;  развитие чётких артикуляционных кинестезий, тактильного восприятия и внимания;  формирование представлений о схемах лица и тела;  развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений;  выработка кинестетического контроля за мимическими и мышечными ощущениями;  восприятие артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений. Приёмы:  прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу- вверх, справа налево, слева направо;  прослеживание прямых, ломаных, извилистых линий;  массажные расслабляющие (активизирующие) движения;  размазывание крема на различных поверхностях;  проведение рукой ребёнка по различным поверхностям (мех, щётки с различным ворсом);  узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц; двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочкам, флажком;  «рисование» в воздухе рукой;  пальчиковая гимнастика;  различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;  активизация пассивных и активных движений пальцев рук;  упражнения с пластилином;  упражнения с куклами би-ба-бо;  артикуляционная и мимическая гимнастика;  задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;  упражнения на преодоление сопротивления;  автоматизация отдельныхартикулем;  выработка речедвигательных образов звукообразных слов (звукоподражаний). Приведём примеры занятий по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Занятие №1. Цель: Развитие тактильного восприятия, закрепление слухового образа звуков «А, О, У, И» и образов звучащих игрушек. Оборудование: обычная обстановка дома, ширма. Процедура: За ширмой находятся знакомые ребёнку игрушки - кукла, лошадка, зайка, мишка. Ребёнок по произнесённому взрослым звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Занятие №2. Цель: Развитие тактильного восприятия, закрепление образов звучащих игрушек. Оборудование: обычная обстановка дома. Процедура: Знакомые ребёнку игрушки завёрнуты в бумагу. Ребёнку предлагается, ощупав игрушку, не разворачивая её, догадаться, кто (что) там, и произнести соответствующее звукоподражание.

3. Развитие зрительного восприятия и внимания. Задачи:  формирование поисковой деятельности;  расширение поля зрения;  выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объёма зрительного восприятия и внимания;  развитие стереогноза, умения ориентироваться на плоскости и в трёхмерном пространстве;  анализ зрительного образа. Приёмы:  нахождение игрушек в пространстве комнаты;  перемещение игрушек в заданном пространстве;  поиск предметов;  соотнесение игрушки с её изображением на картинке;  определение сторон тела у людей, изображённых на картинке;  определение сторон собственного тела;  выработка навыков ориентировки;  упражнения в перекрёстном ориентировании;  выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;  определение недостающих частей у предметов по картинкам;  узнавание частей тела и лица на предметной картинке;  соотнесение их с частями собственного тела;  привлечение внимания к изображениям предмета.  Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, соотносить их с частями собственного тела, развитие имитирующих жестов. Оборудование: обычная обстановка дома. Процедура: Ребёнку показывают картинку с изображением человека или куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого ребёнка просят показать, как он «вымоет» определённую часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот, нос).

Занятие №2. Цель: учить узнавать предметы по их цветному и контурному изображению, функциональному назначению, развивать зрительное внимание. Оборудование: обычная обстановка дома. Процедура: Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения тех же предметов. Предлагается соотнести цветное и контурное изображение, накладывая парные картинки друг на друга. Затем взрослый перемешивает картинки и просит ребёнка разобрать их по парам. 4. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности. Задачи:  формирование сенсорного и тактильного гнозиса;  формирование восприятия цвета и пространственных признаков плоских и объёмных предметов;  дифференциация сходных цветовых тонов и геометрических форм; формирование пространственного моделирования образов и конструктивного праксиса. Приёмы:  выработка умения ориентации в окружающем;  работа с тактильными таблицами;  формирование восприятия цвета;  знакомство с размером и формой (плоскостной и объёмной);  выполнение действий с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);  выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;  соотнесение цветного и контурного изображений предметов; дифференциация плоскостного и объёмного изображений;  конструирование из фигур с учётом цвета;  конструирование целого из частей, различных деталей;  классификация по цвету, подбор определённой цветовой гаммы; идентификация предметов и геометрических фигур;  работа с «Доской Сегена», кубиками Кооса.  Приведём примеры занятий по развитию сенсорно- перцептивной деятельности. Занятие №1. Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним игровые действия - катать, собирать в коробку, делать бусы (действия выбираются с учётом двигательных возможностей ребёнка). Оборудование: обычная обстановка дома. Процедура: В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним, побуждают к совершению различных действий. После того, как все шарики выбраны из мешочка, ребёнок и взрослый рассматривают их, находят отличия (большие и маленькие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки. Занятие №2. Цель: развитие тактильногогнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности). Оборудование: обычная обстановка дома, подготовленные заранее тактильные таблицы. Процедура: Ребёнка последовательно знакомят со свойствами тактильных таблиц: меховая - мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая; шелковистая - гладкая, ровная. Просят ребёнка погладить, ощупать их и найти парные таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц). Набор таблиц можно расширить за счёт включения колючей поверхности - ипликатор Кузнецова, неровной - наплывы свечи на картоне, наклеенные обломки спичек, рельефная тесьма.

ПОМНИТЕ: ЕЖЕМИНУТНАЯ ПОЛЬЗА ДЛЯ РЕБЕНКА – ДЕВИЗ ВСЕЙ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ! В каждом человеке заключен огромный индивидуальный эвристический потенциал. Раскрыть этот потенциал – задача родителей. Раскрытие природных способностей ребенка, помощь в его социальном становлении - основная задача семейного воспитания. Коррекционно- развивающая работа как стиль жизни отличает заботливых родителей. Ежеминутная работа с ребенком должна вместе с тем быть естественной, как чистка зубов, а выполняемая с удовольствием она становится приятной процедурой. Вносите разнообразие в монотонные режимно-лечебные будни ребенка, удивляйте и поощряйте его! СИСТЕМАТИЧЕСКИ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО РАСШИРЯЙТЕ ЧУВСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕБЕНКА! Привлекайте его внимание к цвету, форме, размеру предметов, их звучанию, вкусовым и тактильным ощущениям. Рассматривайте, слушайте, ощупывайте, нюхайте предметы, пробуйте их на вкус совместно с малышом. Пусть ребенок воспримет предмет во всем многообразии его свойств, исследует его с помощью всех возможных органов чувств. Например, заправляя постель, обратите внимание на цвет постельного белья (Какая красивая, синяя наволочка), на то, какая мягкая подушка, какое колючее и тяжелое одеяло и т.д. После многократного повторении спросите малыша, что мягкое, что колючее, что тяжелое. Во время умывания, потрогайте теплую и прохладную воду, пену, гладкое мыло, мягкую губку, зубную пасту, надавите на тюбик с зубной пастой, обратите внимание на запахи моющих средств. Можно организовать короткие игры, типа: «Отгадай по запаху». Мама дает ребенку понюхать два-три флакона с жидким мылом, затем малыш отворачивается, мама капает мыло ему на ладонь и малыш отгадывает мыло по запаху. Во время водных процедур радуйте ребенка возможностью брызгаться, визжать, использовать в ванной любимые игрушки. Во время сервировки стола можно поиграть в игру «Волшебная ложечка». Малыш закрывает глаза, мама стучит ложечкой по различным предметам: стакану, столу, тарелке, малыш отгадывает и повторяет движение. Во время приготовления пищи можно использовать игры типа «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?». Мама печет блины и привлекает внимание ребенка: -Мамочка печет блины, Очень вкусные они. Вот так, вот так, Очень вкусные они. Ребенка обучают выполнению подражания: попеременные движения тыльной стороной кисти и ладони по поверхности стола (движения выполняются самостоятельно либо совместно с мамой в зависимости от двигательных возможностей ребенка). Затем блины выкладываются на тарелку, в блюдца наливаются различные виды варенья, сметана, мед и т.д. (всего не более 2- 3 вкусов за одну игру). Мама спрашивает: «Что попало к нам в роток, что попало на зубок?», ребенок с закрытыми глазами по вкусу угадывает, с чем он пробовал блин. В заключении хотим сказать, что сотрудничество родителей со специалистами, создание специальной развивающей среды дома, использование разнообразных методов, соответствующих целям занятия, специальные игровые приёмы в течение всего дня, во всех режимных моментах – всё это слагаемые успеха в становлении восприятия и внимания у детей-инвалидов. Материалы, изложенные в данной статье, являются частью большой комплексной программы направленной на актуализацию компенсаторных возможностей детей-инвалидов в семье. Мы будем признательны, если Вы поделитесь с нами своими наблюдениями и комментариями по этой проблеме.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.10.2018

Дата обновления: 12.10.2018

Дата публикации: 03.09.2018

Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».