Утверждаю Заведующий МАДОУ №113 «Капитошка» Серебрякова Л.А.__________ Приказ №228 от 24.09.2020г ПОЛОЖЕНИЕ о наставничестве в МАДОУ д/с № 113 «Капитошка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность по оказанию помощи сотрудникам вновь трудоустроившихся в МАДОУ д/с № 113 «Капитошка» (далее – ДОУ), а также работникам, переведенных внутри ДОУ на другую должность в их профессиональном становлении. 1.2. Наставничество — соглашение, по которому один участник становится наставником другого. В зависимости от условий соглашения о наставничестве, наставник может давать подопечному советы и рекомендации, следить за соблюдением им правил и других норм и обычаев ДОУ, помогать в разрешении конфликтов. 1.3. Период наставничества над новыми, молодыми сотрудниками, вновь принятых на работу в ДОУ предусматривается в течение трѐх месяцев. Для работников, назначенных на педагогическую деятельность, наставник прикрепляется к специалисту на срок от шести месяцев до года. 2. Задачи наставничества 2.1. Основными задачами наставничества являются: - ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на работника задачи по занимаемой должности; - понимание социальных и организационно-экономических условий труда, приобщение к корпоративным ценностям ДОУ. 3. Организация наставничества 3.1. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих способность и готовность делиться своим опытом, имеющие системное представление о работе ДОУ, преданные его делу, поддерживающие его правила работы, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью в общении. 3.2. Утверждение сотрудника в качестве наставника осуществляется приказом заведующего ДОУ. Основанием для закрепления наставника является представление непосредственного руководителя при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника, за которым он будет закреплен (далее – подопечный). 1 3.3. Наставником и подопечным составляется индивидуальная программа адаптационного периода, которая утверждается заведующим ДОУ. Индивидуальная программа наставничества формируется из конкретных мероприятий и включает освоение профессиональных навыков, формирование профессионально необходимых качеств личности, а также усвоение роли и статуса занимаемой должности (рабочего места) в общей организационной структуре ДОУ, приспособление к ближайшему социальному окружению в коллективе, к стилю работы руководителей и сотрудников, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. 3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле. 3.5. Наставническая деятельность оценивается по ее завершении на административной планерке ДОУ, оценка проводится методом 360 градусов, т.е. сотрудник оценивается с разных уровней: заведующим ДОУ, наставником, коллегами и самим подопечным. 3.6. Наставничество устанавливается для всех категорий работников ДОУ, не имеющих трудового стажа деятельности в ДОУ; специалистов, имеющих стаж педагогической деятельности не более 3 (трех) лет; воспитателей, нуждающихся в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе (по определенной тематике). 3.7. Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях: - увольнения наставника; - перевода на другую работу подопечного или наставника; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - психологической несовместимости наставника и подопечного. 3.8. По инициативе наставников может быть создан орган общественного самоуправления - Совет наставников. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник имеет право: - с согласия непосредственного руководителя подключать для дополнительного обучения подопечного других сотрудников; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью подопечного, вносить предложения руководителю о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов. 4.2. Наставник обязан: - знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и подопечного сотрудника по занимаемой должности; - всесторонне изучать деловые и нравственные качества подопечного, его отношение к работе, коллективу, родителям, воспитанникам ДОУ, его увлечения, наклонности, круг досугового общения; - вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к работникам ДОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности); - Проводить необходимое обучение, оказывать подопечному индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - личным примером развивать положительные качества подопечного, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; - периодически докладывать руководителю о процессе адаптации подопечного, результатах его труда. 2 5. Права и обязанности подопечного 5.1. Подопечный имеет право: - вносить на рассмотрение администрации ДОУ предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством; - защищать профессиональную честь и достоинство; - знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения; - повышать квалификацию удобным для себя способом; - требовать конфиденциальности дисциплинарного расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом. 5.2. Подопечный обязан: - изучать законы, нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности ДОУ и функциональные обязанности по занимаемой должности; - выполнять план профессионального становления в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться по своей работе перед наставником и старшим воспитателем. 6. Руководство работой наставника 6.1. Организация работы наставников, ответственность и контроль их деятельности возлагается на Зам по АХЧ, старшего воспитателя (далее – непосредственный руководитель). 6.2. Непосредственный руководитель обязан: - представить назначенного подопечного работникам ДОУ, объявить приказ о закреплении за ним наставника; - создать необходимые условия для совместной работы подопечного с закрепленным за ним наставником; - посетить НОД и совместную деятельность с детьми, проводимые наставником и подопечным; - организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с подопечным; - изучить, обобщить и распространить положительный опыт организации наставничества в ДОУ; - определить меры поощрения наставников. - обеспечить возможность осуществления наставником своих обязанностей в соответствии с настоящим Положением; - осуществлять систематический контроль работы наставника; 7. Система мотивации наставника За успешную работу наставник отмечается заведующим ДОУ по действующей системе поощрения вплоть до представления к почетным званиям. 3 8. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ заведующего ДОУ об организации наставничества; - планы работы; - протоколы заседаний педагогического совета, на которых рассматривались вопросы наставничества; - методические рекомендации и обзоры по передовому опыту проведения работы по наставничеству; 4