Утверждаю Заведующий МАДОУ №113 «Капитошка» Серебрякова Л.А.__________ Приказ №112от 20.09.2022г Положение о кабинете педагога-психолога МАДОУ №113 «Капитошка» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение, регламентирующее деятельность работы кабинета педагога-психолога, МАДОУ детского сада №113 «Капитошка» г. Улан-Удэ комбинированного вида. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями; - Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования; - федеральным законом от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»; - Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»; - Уставом детского сада 1.2. Кабинет педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения является структурным подразделением детского сада, созданное как организованное рабочее место педагога – психолога. 1.3. Кабинет педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения необходим для реализации основных направлений деятельности психолога, его работы с детьми, их родителями и педагогами, с целью охраны физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия коллектива, свободного и эффективного развития способностей детей. 1. Функциональные задачи кабинета педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения 2.1. Основными задачами работы кабинета педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения являются: - реализация поставленных профессиональных целей и задач психологической помощи в дошкольном образовательном учреждении, - обеспечение комфортного взаимодействия воспитанников и педагогов с педагогом – психологом, - повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно – развивающей работы, - создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения. 2.2. При организации кабинета педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения предусматривается возможность использования групповых комнат и рекреационных помещений учреждения для проведения различных видов психологической деятельности. 2.3. Кабинет педагога-психолога функционирует с учетом специфики детского сада в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к организации образовательного процесса. 2.4. Кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативнометодической помощи детям, их родителям (законным представителям) и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей в коллективе. 2.5. Специализация кабинета педагога-психолога состоит в том, что он ориентирован на организацию работы педагога-психолога в трех направлениях: - помощь воспитанникам детского сада в обычных условиях; - помощь детям и их родителям (законным представителям) в саду; - помощь детям с проблемами в физическом и психологическом развитии. Адекватность и полноценность функционирования кабинета психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование. 2.6. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмоциональной сфере. 2.7. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного учреждения, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов. 2.8. Оборудование кабинета должно отвечать СанПиН 2.4.1.3049-13, требованиям охраны труда и здоровья всех участников образовательного процесса. 2. Педагог – психолог. 3.1. Ответственность за кабинет несет педагог-психолог. На должность педагога - психолога Учреждения назначается специалист с базовым психологическим образованием, а так же лицо, имеющее высшее образование и прошедшее специальную переподготовку в области детской практической психологии. 3.2. Педагог-психолог: - активно содействует формированию личностного и интеллектуального потенциала детей; - оказывает психологическую помощь педагогическому коллективу и родителям (законным представителям) в воспитательно-образовательном процессе; - информирует педагогический совет детского сада о задачах и специфике коррекционно-развивающей работы; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. - выполняет иные обязанности, предусмотренные его должностной инструкцией. 3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога. Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы, прежде всего ребенка. 4.1. Психологическое обеспечение. Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благополучия для ребенка и включает в себя: - грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом детского сада, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых; - создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками; - максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего развития»); - развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склонности, способности). 4.2. Методическое обеспечение. Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для решения задач работы кабинета. Важным из них является: - быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме; - необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента; - выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки - экспрессметодик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий; - эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции (ауди-визуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии - терапии движением). 4.3. Организационно обеспечение. Организационное обеспечение предполагает подготовку оборудования, в том числе - методических материалов, документации и реклам. 4.4. Технические средства (при условии наличия): - система видеозаписи и видео воспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; - система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; - компьютер; 4.5. Методические материалы: - кейс практического психолога (набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития); - набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.); - набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей); - библиотека практического психолога. 4.6. Обязательные условия. 4.6.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм: - чистота кабинета; - исправная мебель; - наличие системы проветривания - соблюдение техники безопасности, наличие инструкций и журнала трехступенчатого контроля по технике безопасности. - наличие правил поведения в кабинете. 4. Организационные зоны кабинета педагога – психолога. 4.1. Зона взаимодействия с воспитанниками содержит: - материалы к диагностико – коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников; - материал для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, краски, пластилин и др.); - предметы для осуществления сюжетно – ролевых игр (маски, костюмы и т.д.); - наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов; - мягкие игрушки; - столы, стулья. 4.2. Зона взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями) для формального и неформального общения содержит: - анкетные бланки, бланки опросников, печатный материал; - литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений; - литературу по проблемам познавательного, личностно – эмоционального развития воспитанников, школьной готовности, адаптации к новым социальным условиям и др.; - информационные материалы о смежных специалистах (учитель- логопед, психиатр, психоневролог) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники); - распечатка с играми и упражнениями для занятий с воспитанниками в домашних условиях и в учреждении; - магнитофон, кассеты; - мягкий диван или кресла, стулья. 4.3. Зона организационно – методической деятельности содержит: - документацию (нормативную, специальную, организационно – методическую); - литературу и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и профессиональной компетентности; - программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно – диагностической деятельности; - письменный стол, стул; - компьютерный комплекс. 5. Оформление кабинета психолога. 6.1. Для обеспечения нормальных условий работы педагога-психолога отводят помещение с учетом следующих требований: - пропорционально спланированное, и отвечающее возможности оборудования необходимых профессиональных зон; - хорошо освещенное, с достаточно высоким уровнем звукоизоляции; - цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими; - отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой работы педагога-психолога 6. Документация кабинета психологического сопровождения. 6.1. Нормативно-инструктивная документация, законодательство Российской Федерации. 6.2. Годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом образовательного учреждения; 7.3 Расписание занятий 7.4. График работы 7.5.Бланк психодиагностических методик; 7.6. Листы коррекционной работы; 7.7. Результаты психологического обследования; 7.8. Журнал регистрации индивидуальных консультаций; 7.9. Планы и программы коррекционной работы; 7.10. Методические рекомендации для воспитателей, рекомендации для родителей. 7. Организация управления. 7.1. Непосредственное руководство работой кабинета педагога-психолога осуществляется Заведующим детским садом. 7.2. Заведующий детским садом несет ответственность за техническую и информационную обеспеченность кабинета, его соответствие требованием САНПиН. 8. Заключительные положения 9.1. Настоящее положение вступает в силу со дня его принятия педагогическим советом и действует до его изменения или отмены. 9.2. Настоящее Положение является локальным актом детского сада, обязательным для исполнения всеми участниками образовательного процесса.