Утверждаю
Заведующий МАДОУ №113 «Капитошка»
Серебрякова Л.А.__________
Приказ №112от 20.09.2022г
Положение
о кабинете педагога-психолога МАДОУ №113 «Капитошка»
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение, регламентирующее деятельность работы кабинета
педагога-психолога, МАДОУ детского сада №113 «Капитошка» г. Улан-Удэ
комбинированного вида.
Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об
образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями и
дополнениями;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования;
- федеральным законом от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об
основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013
N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы»;
- Уставом детского сада
1.2. Кабинет педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения
является структурным подразделением детского сада, созданное как
организованное рабочее место педагога – психолога.
1.3. Кабинет педагога – психолога дошкольного образовательного учреждения
необходим для реализации основных направлений деятельности психолога, его
работы с детьми, их родителями и педагогами, с целью охраны физического и
психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия
коллектива, свободного и эффективного развития способностей детей.
1. Функциональные задачи кабинета педагога – психолога дошкольного
образовательного учреждения
2.1. Основными задачами работы кабинета педагога – психолога дошкольного
образовательного учреждения являются:
- реализация поставленных профессиональных целей и задач психологической
помощи в дошкольном образовательном учреждении,
- обеспечение комфортного взаимодействия воспитанников и педагогов с
педагогом – психологом,
- повышение эффективности просветительской, диагностической и коррекционно –
развивающей работы,
- создание благоприятного психологического климата обучения и воспитания
каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
2.2. При организации кабинета педагога – психолога дошкольного
образовательного учреждения предусматривается возможность использования
групповых комнат и рекреационных помещений учреждения для проведения
различных видов психологической деятельности.
2.3. Кабинет педагога-психолога функционирует с учетом специфики детского сада
в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований к
организации образовательного процесса.
2.4. Кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой
системы психологической службы системы социальной помощи семье и детям. Он
предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативнометодической помощи детям, их родителям (законным представителям) и
педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации детей
в коллективе.
2.5. Специализация кабинета педагога-психолога состоит в том, что он
ориентирован на организацию работы педагога-психолога в трех направлениях:
- помощь воспитанникам детского сада в обычных условиях;
- помощь детям и их родителям (законным представителям) в саду;
- помощь детям с проблемами в физическом и психологическом развитии.
Адекватность и полноценность функционирования кабинета психолога должна
базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и
организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое
оснащение и оборудование.
2.6. Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим
неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и
эмоциональной сфере.
2.7. Задачи и специфика работы кабинета психолога определяют целесообразность
создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность
посещения кабинета детьми данного учреждения, подбор и адаптацию методов и
приемов психологического воздействия к конкретным условиям среды и
социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей,
педагогов.
2.8. Оборудование кабинета должно отвечать СанПиН 2.4.1.3049-13, требованиям
охраны труда и здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Педагог – психолог.
3.1. Ответственность за кабинет несет педагог-психолог.
На должность педагога - психолога Учреждения назначается специалист с базовым
психологическим образованием, а так же лицо, имеющее высшее образование и
прошедшее специальную переподготовку в области детской практической
психологии.
3.2. Педагог-психолог:
- активно содействует формированию личностного и интеллектуального
потенциала детей;
- оказывает психологическую помощь педагогическому коллективу и родителям
(законным представителям) в воспитательно-образовательном процессе;
- информирует педагогический совет детского сада о задачах и специфике
коррекционно-развивающей работы;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
- выполняет иные обязанности, предусмотренные его должностной инструкцией.
3. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета педагога-психолога.
Кабинет педагога-психолога можно рассматривать как своеобразное поле
взаимодействия практического психолога с детьми разного возраста, их
родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы, прежде
всего ребенка.
4.1. Психологическое обеспечение.
Психологическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего
благополучия для ребенка и включает в себя:
- грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим
коллективом детского сада, доброжелательные межличностные воздействия детей
и окружающих их взрослых;
- создание благоприятного для развития детей психологического климата и
организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками;
- максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и
резервов каждого возрастного периода (сензитивность, «зона ближайшего
развития»);
- развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного
периода (интересы, склонности, способности).
4.2. Методическое обеспечение.
Основной акцент в работе следует сделать на выборе психологических средств для
решения задач работы кабинета. Важным из них является:
- быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме;
- необходимость построения отдельных диагностических методик в форме
обучающего эксперимента;
- выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки - экспрессметодик, основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их
деятельности и способов выполнения ими заданий;
- эффективность использования различных психологических средств воздействия
существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих
средств, как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции,
так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального
перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции (ауди-визуальные средства,
игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии - терапии
движением).
4.3. Организационно обеспечение.
Организационное обеспечение предполагает подготовку оборудования, в том числе
- методических материалов, документации и реклам.
4.4. Технические средства (при условии наличия):
- система видеозаписи и видео воспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;
- система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;
- компьютер;
4.5. Методические материалы:
- кейс практического психолога (набор практических материалов для диагностики
и коррекции нарушений развития);
- набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и
т.д.);
- набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин,
краски, цветные карандаши, бумага, клей);
- библиотека практического психолога.
4.6. Обязательные условия.
4.6.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- чистота кабинета;
- исправная мебель;
- наличие системы проветривания
- соблюдение техники безопасности, наличие инструкций и журнала
трехступенчатого контроля по технике безопасности.
- наличие правил поведения в кабинете.
4. Организационные зоны кабинета педагога – психолога.
4.1. Зона взаимодействия с воспитанниками содержит:
- материалы к диагностико – коррекционным методикам и тестам в соответствии с
возрастной дифференциацией воспитанников;
- материал для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые
карандаши, краски, пластилин и др.);
- предметы для осуществления сюжетно – ролевых игр (маски, костюмы и т.д.);
- наборы геометрических форм, мозаик, конструкторов;
- мягкие игрушки;
- столы, стулья.
4.2. Зона взаимодействия с педагогами и родителями (законными представителями)
для формального и неформального общения содержит:
- анкетные бланки, бланки опросников, печатный материал;
- литературу по проблемам возрастного развития детей, особенностей их
поведения, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
- литературу по проблемам познавательного, личностно – эмоционального
развития воспитанников, школьной готовности, адаптации к новым социальным
условиям и др.;
- информационные материалы о смежных специалистах (учитель- логопед,
психиатр, психоневролог) и специализированных детских учреждениях (центры,
консультации, больницы, поликлиники);
- распечатка с играми и упражнениями для занятий с воспитанниками в домашних
условиях и в учреждении;
- магнитофон, кассеты;
- мягкий диван или кресла, стулья.
4.3. Зона организационно – методической деятельности содержит:
- документацию (нормативную, специальную, организационно – методическую);
- литературу и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и
профессиональной компетентности;
- программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно
– диагностической деятельности;
- письменный стол, стул;
- компьютерный комплекс.
5. Оформление кабинета психолога.
6.1. Для обеспечения нормальных условий работы педагога-психолога отводят
помещение с учетом следующих требований:
- пропорционально спланированное, и отвечающее возможности оборудования
необходимых профессиональных зон;
- хорошо освещенное, с достаточно высоким уровнем звукоизоляции;
- цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и
подавляющими;
- отбор и размещение мебели и другого оборудования обуславливается спецификой
работы педагога-психолога
6. Документация кабинета психологического сопровождения.
6.1. Нормативно-инструктивная документация, законодательство Российской
Федерации.
6.2. Годовой план работы, составленный в соответствии с годовым планом
образовательного учреждения;
7.3 Расписание занятий
7.4. График работы
7.5.Бланк психодиагностических методик;
7.6. Листы коррекционной работы;
7.7. Результаты психологического обследования;
7.8. Журнал регистрации индивидуальных консультаций;
7.9. Планы и программы коррекционной работы;
7.10. Методические рекомендации для воспитателей, рекомендации для родителей.
7. Организация управления.
7.1. Непосредственное руководство работой кабинета педагога-психолога
осуществляется Заведующим детским садом.
7.2. Заведующий детским садом несет ответственность за техническую и
информационную обеспеченность кабинета, его соответствие требованием
САНПиН.
8. Заключительные положения
9.1. Настоящее положение вступает в силу со дня его принятия педагогическим
советом
и
действует
до
его
изменения
или
отмены.
9.2. Настоящее Положение является локальным актом детского сада, обязательным
для исполнения всеми участниками образовательного процесса.