Утверждаю Заведующий МАДОУ Детский сад № 113 «Капитошка» Л.А.Серебрякова ____________ « 12» сентября2023г План работы педагога-психолога с детьми ОВЗ и инвалидами 2023-2024 учебный год Цель: создание условий для всестороннего развития личности, деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование способов и приемов взаимодействия этих детей с миром людей и окружающим их предметным миром. Задачи: 1. Выявление особых образовательных потребностей ребенка. 2. Осуществление индивидуальной психолого - педагогической помощи ребенку. 3. Помощь ребенку в освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования и интеграции в образовательном учреждении. 4. Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебновоспитательную функцию ребенка 5. Отслеживание динамики развития ребенка. № Направления в работе Цель 1. Изучение медицинских карт, просмотр карт развития ребенка. 2. Выявление запроса на Выявление запроса со стороны медицинского оказание персонала, РМПК и родителей на необходимость Сбор сведений об особенностях развития детей. Сроки Сентябрь Сентябрь психологической помощи семьям с детьми ОВЗ и инвалидами коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями. 3. Наблюдение за детьми, как на занятиях и в свободной игровой деятельности. Изучение личностных особенностей и особенностей поведения детей. 4. Диагностика детей с использованием различных психологических методик. Изучение личностных особенностей, развития познавательной деятельности детей. Анализ поведенческих реакций, эмоциональной сферы; проблем в общении; наличие страхов, комплексов. 5. Изучение психологического климата в группе. Изучение степени сплочѐнности в коллективе и его отношения к ребѐнку-инвалиду. 6. Комплексное диагностическое обследование в процессе индивидуального консультирования семей. -Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие в результате заболевания с супругами, с ребенком, другими родственниками); -Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет). 7. Разработка рекомендации по каждому ребѐнку, с описанием их индивидуальных особенностей. Каждому ребенку разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств. Разрабатываются психолого-педагогические рекомендации для воспитателей и специалистов для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей. Разрабатываются рекомендации для родителей. 8. Профилактическая и психокоррекционная работа с детьми ОВЗ и инвалидами Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – В течение памяти, мышления, воображения, внимания; года. формирование коммуникативных навыков. Сентябрь октябрь. Октябрь, апрель. Октябрь, апрель. Октябрь, апрель. Октябрь 9. - Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями с Проведение целью улучшения эмоционального климата в детскоконсультаций, с родительских отношений. При этом мы выделяем целью сохранения, следующее: укрепления, развития • формирование позитивной самооценки родителей, духовной, снятие тревожности; психической, • формирование благоприятного эмоционального социальной микроклимата в семье; составляющих В течение года. • развитие умений самоанализа и преодоления эмоционального психологических барьеров, мешающих полноценному реагирования в самовыражению; детско • формирование позитивных эмоциональных родительских установок в сознании родителей; отношениях у семей с • оптимизация родительско-детских отношений; ребенком • совершенствование коммуникативных форм инвалидом. поведения; • формирование навыков адекватного общения с окружающим миром. Взаимодействие с 10. группой детей Психологическое консультирование 11. педагогов и специалистов. -Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов. В течение года. -Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи. Оказание психологической помощи и поддержки в обучении и воспитании детей ОВЗ и инвалидами, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю. В течение года.