Типовая модель патриотического воспитания детей и молодежи в МАДОУ №113 г. Улан-Удэ

Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГАУ ДПО РБ «Бурятский институт образовательной
политики"

ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В
РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Улан-Удэ
2023
1

МАДОУ №113 «Капитошка» г. Улан-Удэ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие положения .................................................................................................................. 3
Субъекты модели патриотического воспитания ...................................................... 5
Основные компоненты типовой модели патриотического воспитания
детей и молодѐ жи ........................................................................................................................... 7
Мотивационно-целевой компонент ......................................................................................... 8
Содержательно-технологический компонент ................................................................... 10
Дошкольные образовательные организации .................................................................... 10
Организационно-педагогические условия обеспечения патриотического
воспитания в дошкольных образовательных организациях .................................. 10
Виды, формы и содержание патриотического воспитания в дошкольной
образовательной организации ............................................................................................ 13
Примерное планирование работы по патриотическому воспитанию в ............. 23
Общеобразовательные организации .................................................................................... 29
Организационно-педагогические условия обеспечения патриотического
воспитания в общеобразовательных организациях .................................................. 29
Виды, формы, содержание патриотического воспитания в
общеобразовательной организации ................................................................................. 30
Примерное планирование работы по патриотическому воспитанию в ............. 37
Рефлексивно-оценочный компонент .................................................................................... 42
Целевые ориентиры результатов гражданско-патриотического воспитания на
уровне дошкольного общего образования ........................................................................ 43
Целевые ориентиры результатов гражданско-патриотического воспитания на
уровне начального общего образования............................................................................ 43
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне
основного общего образования .............................................................................................. 44
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на уровне
среднего общего образования ................................................................................................ 44
Критерии оценки результативности модели патриотического воспитания ........ 45
Интегративная оценка эффективности реализации типовой модели
патриотического воспитания в Республике Бурятия .................................................... 46

2

Общие положения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является
одним из ключевых позиций стратегии развития российского государства
в целом и молодежной политики в частности.
В патриотическом воспитании используются следующие термины и
их определения.
Патриот – человек, который идентифицирует себя и свое будущее с
народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за
ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к
своим соотечественникам, готов вносить вклад в процветание Отечества
и стоять на защите его интересов.
Патриотизм – нравственное чувство, включающее любовь к Родине,
уважение к ее законам и традициям, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам, осознанную готовность человека
связать свое личное будущее с будущим своей страны и действовать во
благо Родины, народа, государства.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная
деятельность органов государственной власти, институтов гражданского
общества и семьи по формированию у граждан любви и уважения к
Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности
своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей
деятельный вклад в его процветание.
Патриотическая

работа

–

воспитательная

деятельность

по

формированию патриотического сознания и патриотического поведения
граждан.
Патриотическое

поведение

–

образ

взаимодействия

с

действительностью, характеризующийся проявлением любви к Родине,
ответственностью

за

ее

благополучие,

верностью

ее

интересам,

готовностью защитить ее свободу и независимость.
Патриотическое

сознание

–

совокупность

идей,

взглядов,

представлений, мотивов поведения и чувств, определяющих восприятие
человеком своей неразрывной связи с Родиной, а также включающих в

3

себя уважение ее прошлого, ценностное отношение к настоящему и
готовность к участию в построении будущего.
Патриотическая культура – характеристика личности, в которой
отражается знание истории и культуры родной страны, гражданское
самосознание,

принятие

патриотических

ценностей,

готовность

опираться на них в повседневном поведении, отношениях с людьми,
выборе стратегий саморазвития.
Гражданственность, гражданская идентичность – осознание себя
гражданином

своей

сопряженные

с

страны,

наличием

готовность

и

гражданства

способность

обязанности,

выполнять

пользоваться

правами, принимать активное участие в жизни государства и общества.
Наставничество
являющегося

–

носителем

взаимодействие
уникальных

старшего

знаний

и

поколения,

опыта,

хранителем

духовно-нравственных ценностей, с младшим поколением с целью
воспитания его в духе патриотизма, сохранения связи и единства
поколений.
Патриотические ценности – установки, идеалы и нравственные
ориентиры, формирующие и выражающие преданность

гражданина

своей стране и ее интересам.
Система патриотического воспитания – это совокупность субъектов
патриотического

воспитания,

нормативно-правовая

и

духовно-

нравственная база воспитательной, образовательной и просветительской
деятельности,

а

также

комплекс

мероприятий

по

формированию

патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.
Патриотическое
сохранению

и

воспитание

укреплению

детей

и

молодежи

традиционных

способствует

российских

духовно-

нравственных ценностей. В указе Президента Российской Федерации №
809

от

политики

09.11.2022
по

года

сохранению

«Об
и

утверждении

укреплению

основ

государственной

традиционных

российских

духовно-нравственных ценностей» определены ожидаемые результаты
политики государства:
– сбережение и приумножение народа России;

4

– сохранение общероссийской гражданской идентичности, развитие
человеческого потенциала;
– поддержание гражданского мира и согласия в стране;
–укрепление
безопасного

законности

информационного

и

правопорядка,

пространства,

формирование

защита

российского

общества от деструктивной идеологии;
–достижение национальных целей развития;
–повышение конкурентоспособности и международного престижа
Российской Федерации.
В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования
является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями

потенциал

в

условиях современного общества, готовой к мирному созиданию

и

защите

и

умениями,

Родины.

Это

способной

реализовать

зафиксировано

в

ряде

свой

основополагающих

документов: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, Концепция патриотического воспитания граждан
Российской Федерации, паспорт федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», примерная программа
воспитания.
Для

решения

поставленной

задачи

в

Республике

разработана

типовая модель патриотического воспитания детей и молодѐ жи (далее –
модель

патриотического

целостную,

педагогически

воспитания),

представляющая

обоснованную

систему,

собой

состоящую

из

структурно-функциональных компонентов, направленную на развитие в
российском обществе высокой социальной активности, гражданской
идентичности, духовности, становление граждан, обладающих духовнонравственными и социальными ценностями.
Субъекты модели патриотического воспитания
В
участие

реализации
различные

модели

патриотического

образовательные

воспитания

организации,

принимают

объединяющие

деятельность всех социальных институтов, целью которой является
формирование у детей и молодѐ жи идеалов и опыта служения Отечеству.
5

К

субъектам

модели

патриотического

воспитания

относятся

обучающиеся, педагогические работники образовательной организации,
родительская

общественность,

а

также

социальные

партнеры

образовательной организации.
Обучающиеся.

Федеральные

государственные

стандарты

ориентированы на становление личностных характеристик выпускника.
Педагогические работники образовательной организации. Рабочая
программа

воспитания

должна

предусматривать

приобщение

обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе. В разработке рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право
принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные
органы обучающихся (при их наличии).
Общеобразовательные
работы

по

организации

патриотическому

обеспечивают

воспитанию

обучающихся,

проведение
оказывают

содействие в реализации патриотического воспитания, прав граждан на
приобщение к духовным ценностям отечественной культуры. Во всех
образовательных организация республики разработаны и реализуются
рабочие

программы

воспитание

воспитания,

обучающихся.

Ежегодно

принимают

участие

организаций

включающие

патриотическое

обучающиеся

образовательных

в

мероприятиях

программ

патриотического воспитания.
Педагогические работники обладают достаточными компетенциями
для

реализации

программы

патриотического

воспитания,

прошли

обучение в системе работы муниципальных методических служб, системе
дополнительного профессионального образования.
Родительская

общественность.

Образовательная

организация

осуществляет работу с родителями на основе принципов сотрудничества,
взаимодействия,
представителей

партнерства.
в

модель

Включение

патриотического

родителей/законных

воспитания

обусловлено

конституционной нормой, по которой родители или лица, их
6

замещающие обеспечивают получение детьми дошкольного и общего
образования, а также играют значительную роль в получении детьми
профессионального образования.
Социальные партнеры. Воспитание детей и молодежи не может
полностью осуществляться только силами образовательных организаций.
Необходимо активно включать в этот процесс учреждения культуры,
спорта, молодежной политики, социальной защиты, СМИ, общественные
организации и объединения, традиционные религиозные конфессии. В
этой связи необходимо выстраивать продуктивные и эффективные
межведомственные и межуровневые взаимодействия с социальными
партнерами в области патриотического воспитания.
Основные компоненты типовой модели патриотического
воспитания детей и молодёжи
Типовая модель патриотического воспитания детей и молодѐ жи в
Республике Бурятия содержит три основных компонента: мотивационноцелевой, содержательно-технологический и рефлексивно-оценочный и
отражает социальный заказ и требования общества к
России,

принимающему

осознающему

судьбу

ответственность

Отечества

за

настоящее

гражданину

как

свою

личную;

и

будущее

страны,

укорененному в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Мотивационно-целевой

компонент

модели

включает

нормативно-правовую базу реализации патриотического образования, а
также основные задачи, подходы и основополагающие принципы в
реализации целей патриотического воспитания детей и молодежи.
Эффективная реализация целей патриотического воспитания детей
и молодѐ жи осуществляется на основе системно-деятельностного и
социокультурного подходов.
Содержательно-технологический

компонент

включает

организационно-педагогические условия обеспечения патриотического
воспитания и формирования гражданской идентичности, содержание,

7

технологии и организационные формы патриотического воспитания, а
также алгоритм деятельности педагога с детьми и молодежью.
Рефлексивно-оценочный компонент включает диагностический
аппарат,

позволяющий

патриотических

определить

качеств.

степень

Показателями

сформированности

уровня

патриотического

воспитания детей и молодѐ жи являются их желание участвовать в
патриотических

мероприятиях,

знание

и

выполнение

традиций,

уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности
предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание
работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для
процветания Отечества.
Мотивационно-целевой компонент
В

рамках

Национального

проекта

«Образование»

разработан

федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», направленный на обеспечение функционирования системы
патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации,

проведение работы по развитию системы воспитания в образовательных
организациях

дошкольного

и

общего

образования,

планирование

различных мероприятий патриотической направленности.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе
высокой

социальной

активности,

гражданской

ответственности,

духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями
и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в
интересах

Отечества,

укрепления

государства,

обеспечения

его

жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Патриотическое

воспитание

формирует

уважение

к

людям,

терпимость к противоположной точке зрения, положительную динамику
роста гражданственности, патриотизма и интернационализма в стране,
учит

правилам

общественной

полемики.

Это

способствует

цивилизованному диалогу в обществе и дает каждому гражданину
возможность

участвовать

в

обсуждении

и

выработке

важных

для

общества решений, обеспечивает благоприятные условия для духовного
8

и

культурного

подъема

в

обществе,

укрепление

экономической

стабильности государства.
Типовая модель патриотического воспитания детей и молодѐ жи
разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской

Федерации

на

период

до

2024

года»

(http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027);
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №
внесении

изменений

Российской

в

Федерации»

Федеральный
по

закон

вопросам

«Об

воспитания

304-ФЗ

образовании

«О
в

обучающихся»

(https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html)
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению

традиционных

российских

духовно-нравственных

ценностей» (https://clck.ru/33FpDg).
4. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155 (https://fgos.ru/).
5. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286) (https://fgos.ru/).
6. Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287) (https://fgos.ru/).
7. Федеральный
среднего

общего

государственный

образования

образовательный

(Приказ

Минобрнауки

стандарт
России

от

17.05.2012 № 413) (https://fgos.ru/).
8. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в
Российской

Федерации

Десятилетия

(http://www.kremlin.ru/acts/bank/41954)

9

Детства»

9. Федеральный
просветительской

проект

«Разработка

деятельности

для

и

внедрение

родителей

детей

программ

дошкольного

возраста» в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 1
июля

2022

г.

N

1195

«Об

утверждении

Правил

осуществления

просветительской деятельности"» http://publication.pravo.gov.ru/
10. «Примерная рабочая программа воспитания» (протокол ФУМО от
«01» июля 2021 № 2/21) (https://clck.ru/revhY).
Принципы

организации

патриотического

воспитания

детей

и

молодежи:
- координация взаимодействия

школы, семьи, общественности,

социальных институтов в реализации задач патриотического воспитания;
-

взаимосвязь

патриотического

воспитания

с

другими

видами

обучения и воспитания;
-

принцип

адресного

подхода

в

формировании

патриотизма,

предполагающий использование форм и методов патриотической работы
с учетом индивидуальных, возрастных, национальных и религиозных
различий обучающихся;
- преемственность духовного опыта предшествующих поколений;
- сохранение исторической и социальной памяти;
- опора на положительные культурные, исторические, боевые и
трудовые традиции нашего народа на протяжении всего исторического
развития;
- формирование новой системы образования и воспитания детей и
молодежи

с

ее

переориентацией

на

социализацию

личности,

формирование активной гражданской позиции на основе участия в
социально значимой деятельности;
-

принцип

учета

региональных

условий

в

пропаганде

патриотических идей и ценностей.
Содержательно-технологический компонент
Дошкольные образовательные организации
Организационно-педагогические условия обеспечения
патриотического воспитания в дошкольных образовательных
организациях
10

Период

дошкольного

детства

по

своим

психофизиологическим

особенностям наиболее благоприятен для воспитания патриотических
чувств, потому что для дошкольников характерны доверчивость к
взрослым, эмоциональная доброжелательность, интерес к окружающему
миру, непосредственность и непроизвольность поведения. В дошкольном
возрасте

формируются

культурно-ценностные

ориентации

духовно-

нравственной основы личности ребенка, развиваются эмоции, чувства,
мышление,

интеллект,

начинается

процесс

национально-культурной

самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Дошкольный
возраст

является

наиболее

благоприятным

для

эмоционально-

психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия
действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и
поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что
очень важно в воспитании патриотизма.
С

дошкольного

возраста

ребенок

должен

гордиться

своей

национальной принадлежностью, любить свою Родину, знать родной
язык, интересоваться культурой, историей своего народа. Воспитание
патриотизма предполагает чувство привязанности к малой родине,
определенному

кругу

близких

людей,

которое

расширяется

и

углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома,
села, города, работниками музея, библиотеки, театра, от знакомства с
местными

достопримечательностями,

с

природой

родного

края.

«Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «детский сад,
улица, село, город, край» - эти и другие слова и выражения постепенно
формируют в ребенке понятие и чувство Родины. Образные выражения
«Любовь к Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край», «Малая
родина» свидетельствуют о том, что истоки патриотических чувств,
высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства,
поскольку происходит постепенное осознание ребенком нравственных
ценностей.

Дошкольник

личностного

и

характере

и

способен

социального
способах

опыта,

проявления

взрослым, сверстникам, природе.
11

к

элементарному

закрепляются

обобщению

представления

положительного

отношения

о
к

Основным

средством

воспитания

патриотизма

является

деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее
эффективно развиваются только в процессе собственной активности и
собственной субъектной позиции в различных видах деятельности.
На

эффективность

формирования

патриотических

чувств

дошкольников влияют и внешние факторы. В период дошкольного
возраста

формирование

качеств

личности

ребенка

фактически

полностью определяется внешними воспитательными воздействиями.
Деятельность

детей

в

основном

организуется

взрослыми;

эта

особенность детского развития делает чрезвычайно актуальной задачу
создания

тех

педагогических

качественному

изменению

условий,

личности

которые

ребенка,

благоприятствуют
его

отношений

с

окружающим миром, первоначально в совместной деятельности со
взрослым и под его влиянием, а затем и в свободной самостоятельной
деятельности ребенка. Важен правильный отбор содержания и знаний,
способствующих:
- воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, улице, поселку, городу;
- формированию бережного отношения к природе;
- воспитанию уважения к труду и людям труда;
- развитию интереса к народной культуре, обычаям и традициям;
- расширению представлений о городах и регионах России;
- знакомству детей с символами республики, государства;
- развитию чувства ответственности и гордости за достижения
своей республики, страны;
-

толерантному

отношению

к

другим

народам,

живущих

в

республике и стране.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
рассматривает
условия

учет

регионального

вариативности

требования

к

этнокультурных

компонента,

дошкольного

организации
особенностей

как

необходимого

образования.

Современные

образовательного
вызывают

процесса

необходимость

с

учетом
создания

педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных
12

образовательных

программ,

помогающих

педагогам

и

родителям

осуществлять нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
в условиях детского сада и семьи. Большое значение для формирования,
расширения и углубления представлений о малой родине, воспитания
любви к родному краю, ответственного отношения к природе имеет
применение в образовательном процессе этнокультурного материала в
следующих направлениях:
1) язык, традиции, обычаи, культура, быт, жилище, фольклор,
игры,

спортивные

состязания,

труд

(земледелие,

скотоводство,

оленеводство и др.) народов, населяющих республику;
2) рукотворный мир: народно-декоративное искусство, музыка,
живопись, литература, народный костюм (одежда), народные ремесла,
музейная педагогика;
3)

мир

природы:

живая,

неживая

природа;

животный,

растительный мир; озеро Байкал.
Виды, формы и содержание патриотического воспитания в дошкольной
образовательной организации
Практическая

реализация

цели

и

задач

патриотического

воспитания может осуществляться в рамках предлагаемых модулей с
учетом авторских идей и собственных разработок.
Модуль «Мой дом, моя семья»
Модуль «Мой дом, моя семья» может быть реализован через
различные мероприятия и события, организованные в рамках традиций и
обычаев народов, населяющих республику:
- популяризация традиционных семейных ценностей, национальнокультурных традиций народов Республики Бурятия: тематические вечера
«Семейные ценности», «Генеалогическое древо», «Многопоколенная
семья» с приглашением родителей, старшего поколения (дедушек,
бабушек); смотры-конкурсы «Семейные заповеди», «Страницы истории
моего

народа»,

«Я

–

исследователь

своего

народа»,

«Правила

гостеприимства»; беседы и дискуссии «Профессии близких людей в моей
семье», «День пожилого человека», «Терпение и труд-все перетрут»,
13

«Мой дом-моя крепость», «Уклад и быт моей семьи»; сюжетно-ролевые
игры «Семья», «Животный двор», «Мой огород», «Мой сад» и др.
Результат: воспитание у дошкольника любви и привязанности к
своей семье, родителям, родному дому; стремления беречь и заботиться
о

родных

и

близких,

чувства

ответственности

за

свою

семью,

сопричастности к наследию своего рода.
Модуль «Мой детский сад»
Модуль «Мой детский сад» может быть реализован через игровую,
проектную, досуговую, познавательную деятельности, общение:
- сюжетно-ролевые игры: «Мой детский сад», «Моя группа», «Явоспитатель»;

игры-драматизации

«К

нам

приехал

детский

сад»,

«Занимаемся ремонтом в группе», «В гости к ребятам другого детского
сада»;

проектная

«Экологическая

деятельность:

тропа

на

«Строим

территории

птичий

детского

двор

в

сада»,

саду»,
«Гольф-

площадка», «Конструируем летний театр», «Участок детского садатерритория добра», «Умные дворики для детей»; элементарный труд (на
участке):

«Наш

огород»,

«Высаживаем

рассаду

для

огорода»,

«Оригинальный цветник: альпийская горка», «Волшебный фонтан»,
«Бурятская

юрта

и

русская

изба:

территория

дружбы»,

«Помощь

малышам в уборке их участка», «Мастерим новогодние игрушки из снега
и

льда»,

«Гончарная

мастерская»,

«Кормим

пернатых

друзей»;

элементарный труд в группе (дежурство по занятиям, по столовой),
элементарный труд в уголке природы и др.;
-

тематические

выставки,

персональные

выставки

работ

дошкольников (рисунки, коллективные работы, поделки из природного и
бросового материала, валяние из шерсти, аппликация, совместные
творческие работы с детьми, педагогами и родителями по декоративноприкладной деятельности, ручной труд, работа с глиной и др.);
- смотры-конкурсы «Самая креативная группа», «Самый умный
Центр в группе», «Самый уютный Уголок уединения», «Лучший огород
на окне», «Самая умная лаборатория: опыты и эксперименты своими
руками»,

«Юная

Дангина»,

«Юный

Баатор»;

«Самый

лучший

воспитатель», «Самый умный (креативный, добрый, находчивый,
14

смелый, инициативный, сильный, веселый…) ребенок», «Папа, мама, яспортивная семья» и др.;
- формирование традиций в группе и в детском саду: «День
именинника», «День варенья», «День группы», «День родителей»,
«День

воспитателя»;

праздничные

концерты,

посвященные

Дню

защитника Отечества», Дню Матери, Дню Единства, Дню Конституции,
Дню

Российского

флага,

Дню

космонавтики,

Дню

защиты

детей,

Международному женскому дню 8 Марта, Дню воспитателя и всех
дошкольных работников, встрече Нового года, Сагаалгана, Пасхи и др.
- проектная деятельность «Полезное пространство моей группы:
нужное и лишнее», «Игрушки для развития и досуга», «Как помочь
Кларе: построим пандусы и лифты», «Кулинарная мастерская», «Уголок
игрушек на колесах», «Лучший огород на окне», «Уголок умной книжки»
и др.
Результат: воспитание у дошкольников привязанности и любви к
своему

детскому

познавательных

саду,

своей

способностей,

группе,
интереса

своим
к

друзьям;

коллективным

развитие
делам

в

детском саду, развитие положительных эмоций и чувств при посещении
детского сада (радости, восхищения, ожидания «чуда», сюрпризных
моментов и др.); установление позитивных и конструктивных отношений
со сверстниками (через подготовку и проведение ключевых событий);
создание ситуации «выбора» и «успеха».
Модуль «Мое село, мой город, моя Республика Бурятия»
Модуль «Мое село, мой город, моя Республика Бурятия» может быть
реализован через игровую,

проектную, познавательную,

досуговую

деятельности, разноплановое общение со сверстниками и взрослыми:
-

беседы

и

дискуссии

«Моя

улица»,

«Мое

село:

прошлое,

настоящее, будущее», «Мой город: прошлое, настоящее, будущее»,
«Лучшие люди моего села и города», «Памятные места в моем селе и
городе»,

«Музей

моего

села»,

«Музеи

и

театры

моего

города»,

«Старинный Верхнеудинск», «Гостеприимная Бурятия», «Герои труда
Бурятии», «Герои Великой Отечественной войны-мои земляки», «Моя
Армия-моя гордость», «Место подвигу есть всегда: молодые воины-герои
15

в наши дни» (Алдар Цыденжапов, Балдан Цыдыпов, Bитaлий Cyкyeв,
Aлeкcaндp Пoпoв и др.);
-проектная

деятельность

«Изучаем

свой

город»,

«Старый

Верхнеудинск: интересный и забавный», «Новый город Улан-Удэ»,
«Жизнь

Этнографического

музея:

что

сохранить,

что

изменить»,

«Лучший город Земли», «Язык моего села, моего города», «Геральдика
города», «Герб, флаг, гимн Республики Бурятии», «Писатели, поэты,
художники Бурятии» и др.;
- сюжетно-ролевые игры «Жители моего города», «Строим мост
через Селенгу», «Едем на Байкал», «Строим Байкальскую гавань»,
«Знакомимся с гостями другой планеты», «Дом Белого старца – Сагаан
Убугуна», «Улан-Удэ на колесах», «Жизнь других» и др.
Результат: воспитание у дошкольников привязанности и любви к
своему

селу,

символике

городу,

города

республике,

Улан-Удэ,

формирование

культурных

представления

ценностях

и

о

традициях,

достопримечательностях, социально-экономической значимости столицы
Республики Бурятия – Улан-Удэ; воспитание уважения и гордости за
соотечественников-героев

России,

Республики

Бурятия,

проявивших

мужество и преданность Родине.
Модуль «Экскурсии, прогулки, походы»
Экскурсии, прогулки, походы помогают дошкольникам расширить
свой личностный и социальный опыт, получить новые знания и смыслы
об

окружающем

мире,

социальной,

культурной,

природной

среде.

Воспитательные возможности данного модуля реализуются в рамках
следующих видов и форм деятельности: пешие целевые прогулки,
тематические,

ознакомительные,

целевые

экскурсии

и/или

походы

выходного дня совместно с родителями и воспитателями в Национальный
музей Республики Бурятии (Музей природы, Художественный музей им.
Ц.С. Сампилова, Этнографический музей), Музей геологии, Музей города
Улан-Удэ и др. Экскурсии на предприятия, на природу, по городу УланУдэ; посещение Мемориального комплекса-сквера «Черный тюльпан»,
парка «Мемориал Победы»; организация туров по памятникам Героям
Великой Отечественной войны, экскурсий в Национальную библиотеку,
16

Детскую библиотеку им. А. Гайдара, Бурятский драматический театр им.
Х. Намсараева, Русский драматический театр им. Н.А. Бестужева, Театр
оперы и балета, Детский театр «Ульгэр» и др. Выезды с родителями и
педагогами

в

заповедники

Байкальский,

Джергинский;

Алтачейский,

Амалатский,

Республики
заказники
Ангирский,

Бурятия:

Баргузинский,

Фролихинский,
Барагханский,

Кабанский,
Боргойский,

Верхнеангарский, Гурульбинский.
Результат: приобретение опыта социально-одобряемого поведения
в

различных

воспитания

ситуациях,

у

ответственности,

создание

дошкольников
чувства

благоприятных

инициативы,

взаимопомощи

и

условий

самостоятельности
дружбы;

для
и

формирование

интереса, уважения к культуре, памятным и значимым для республики и
жителей республики местам.
Модуль «Мой Байкал»
Байкал (бур. Байгал далай) — озеро тектонического происхождения
в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете,
крупнейший природный резервуар пресной воды и самое большое по
площади

пресноводное

озеро

Евразии,

отличающееся

уникальным

разнообразием флоры и фауны, где большая часть видов животных
эндемична. Растительный и животный мир озера Байкал уникальны,
служит надежным приютом для трех тысяч видов животных и тысячи
растений, которые встречаются только здесь. Безусловно, озеро Байкалгордость Бурятии и России.
Рекомендуются коллективные и индивидуальные выезды детей с
родителями и педагогами на залив Лемасово, в Посольский монастырь;
поездки на корабле (катере) по Байкалу. Реализация мини-проектов
(природоохранные акции, детское волонтѐ рское движение) «Поможем
Байкалу быть чистым и здоровым», «На берегу седого Байкала»,
«Волшебные песчинки», «Юные защитники природы», «Байкальский
вернисаж», «Растительный и животный мир Байкала», «Красная книга
Байкала», «Наследие Байкала»; детско-взрослых проектов «Байкал-чудо
света»,

«Посольский

монастырь»,

«Кому

поставлен

памятник

на

территории монастыря», «Нептун в гостях у Байкала»; оздоровительный
17

бег,

оздоровительная

байкальским

ходьба

камням,

босиком

фиточай

и

по

др.

песку,

по

Изготовление

травке,

по

коллективных

лэпбуков «Наш знаменитый Байкал», работа с учебно-методическим
комплектом «Байкальский сундучок».
Результат: выезды на Байкал (совместно с родителями и педагогами
детского

сада)

формируют

патриотические
сохранение

чувства,

чистоты

и

в

как

детях

дошкольного

гордость,

уникальности

личная
Байкала,

возраста

такие

ответственность

за

этико-эстетические

чувства красоты, восхищения природой и Байкалом.
Модуль «Моя страна Россия»
Содержание модуля «Моя страна Россия» может быть реализовано
через игровую, продуктивную, познавательную, проектную, досуговую
деятельность:
–

беседы

и

рассказы:

«История

России

(элементарное

представление)», «Россия. Символы государства», «Москва – столица
России», «Государственные праздники», «Чем славится наша Родина»,
«Города-герои России», «Города трудовой доблести России», «Герои
России», «Народы России», «Природа России», «Золотое кольцо России»,
«Памятники России (памятник Минину и Пожарскому на

Красной

площади в Москве, памятник Петру Первому (Медный всадник) в СанктПетербурге), Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде и др.)»,
«Архитектурные памятники России (Московский Кремль, Собор Василия
Блаженного, Зимний дворец, Исакиевский собор и др.)», «Музеи России
(Эрмитаж,

Третьяковская

(художественные

галерея

промыслы

и

др.)»,

России)»,

«Разноцветная
День

Россия

космонавтики,

Международный день защиты детей и др.;
– продуктивная деятельность: декоративная работа (рисование,
лепка, аппликация) по мотивам народных художественных промыслов
России,

создание

окружающей

пейзажных,

сюжетных

действительности,

композиций

иллюстрирование

на

темы

литературных

произведений (сказок, стихотворений, рассказов); конструирование из
разных материалов архитектурных памятников России (Спасская башня,
Триумфальная арка и др.), традиционных народных кукол и др.;
18

– проектная деятельность: «С чего начинается Родина», «Как
прадеды мир отстояли», «Русские богатыри», «Служу России», «Мы дети
твои, Россия», и др.;
– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные): «Узнай
флаг, герб России», «Путешествие по родной стране», «Хороводы
России», «Игры народов России», «Скажи красиво о России», «Собери
узор», «Какие праздники ты знаешь?» и др.;
Результат:

формирование

у

детей

представлений

о

государственных символах России (герб, флаг, гимн), государственных
праздниках,

воинах-защитниках

Отечества,

ветеранах

Великой

Отечественной войны, воспитание уважительного к ним отношения;
ознакомление со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами
России, городами-героями и городами трудовой доблести, знаменитыми
россиянами,

достопримечательностями

России;

формирование

представлений о многонациональности нашей страны о людях разных
национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.
Модуль «Детское волонтерское движение»
Детское

волонтерство

-

активная

форма

общения

в

детской

субкультуре, способствующая ранней позитивной социализации ребенка
через

активную

деятельность,

где

дети

выступают

инициаторами

ситуаций, событий, проектной деятельности, Таким образом, участие
детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует
формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений
общения, а также готовности к решению различных социальных задач и
способности
ситуации,

адекватно
позволит

стимулирующую
воздействий,

реагировать

создать

в

эффективность
так

патриотического

и

на

разнообразные

детском

коллективе

как

целом

в

непосредственно

воспитания

деятельность

ориентирована

родителями,

поскольку

на

воспитательных

Также

продуктивное

обеспечивает

атмосферу,

оптимизации

дошкольников.

19

процесса

волонтерская

взаимодействие

привлечение

целенаправленному педагогическому процессу дошкольной
образовательной организации.

жизненные

семьи

с
к

Данный модуль может быть реализован в разных формах: акции,
конкурсы, встречи, дискуссии, мастер-классы, элементарная помощь
малышам,

детям

инвалидностью,

с

ограниченными

старшему

возможностями

поколению

здоровья

(бабушкам,

и

дедушкам),

представлен в различных мероприятиях «Забота о малышах», «Тепло
традиций», «Звездочки добра», «Мы вместе», «Добрые ладошки», «От
младших к старшим», «Цветик семицветик», «Я-Лидер», «Дай лапку»,
«Помоги тому кто рядом», «У природы есть друзья-ты и я», «Ладонь в
ладонь», «Окна Победы», «Поездка в деревню» и др.
Результат:

формирование

активного

интереса

к

волонтерскому

движению на основе свободного объединения родителей, педагогов и
детей,

деятельность

которых

продиктована

доброй

волей,

а

не

принуждением, предпосылок толерантного отношения к другим людям
независимо

от

культурной

среды

и

этнической

принадлежности.

Приобщение дошкольников к активным формам сотрудничества

(с

учетом специфики возраста) с волонтѐ рскими движениями Бурятии.
Модуль «Организация развивающей предметно-пространственной
среды»
Окружающая ребенка развивающая предметно-пространственная
среда

в

детском

учитывающей

саду

при

условии

психофизиологические

ее

правильной

особенности

организации,
дошкольного

возраста, обогащает его внутренний мир, способствует формированию
чувства

надежности,

психологического

защищенности,

комфорта,

поднимает

создает

настроение,

атмосферу
предупреждает

стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком
окружающего мира. Воспитывающее и развивающее влияние на ребенка
осуществляется через такие формы, как:
- оформление интерьера дошкольной образовательной организации
(вестибюля, коридоров, рекреаций, музыкального зала, физкультурного
зала, окон, групповых и спальных помещений и др.), периодическая
смена (обновление) дидактических, методических материалов, которые
могут служить активным средством познавательного интереса и
любознательности дошкольников;
20

-

организация

и

размещение

коллективных

выставок

и

персональных выставок творческих работ детей, родителей, педагогов,
фотофактов

и

фотоотчетов

интересных

событий,

прошедших

в

дошкольной образовательной организации;
- озеленение территории, разбивка клумб, тенистых аллей, уголков
леса, экологических троп, гольф-площадок и др.;
-

оборудование спортивных и игровых площадок, летних театров,

оздоровительно-рекреационных

зон,

позволяющих

разделить

территорию детского сада на зоны активной деятельности и спокойного
отдыха;
- организация центров, уголков по интересам, позволяющих детям
проявлять свою фантазию и творческие способности и создающих повод
для неформального общения воспитателя с детьми;
-

событийное

оформление

пространства

при

проведении

тематических событий (праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров, выставок, собраний и т.п.);
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
символики (флаг, эмблема, гимн и др.) детского сада, поднятие и
опускание российского флага на территории и в помещении детского
сада.
Результат:

совместное

проектирование

и

организация

(дети,

педагоги, родители, социальные партнеры) развивающей предметнопространственной среды, активное освоение пространства (территории),
личное участие детей в полезном и эффективном обустройстве среды с
учетом их интересов, способностей и возможностей.
Модуль «Просветительская деятельность дошкольной
образовательной организации»
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования предъявляет требования к взаимодействию
дошкольной образовательной организации с родителями (законными
представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного
включения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
21

выявления потребностей и поддержки образовательных
семьи.

Федеральный

просветительской

проект

«Разработка

деятельности

для

и

инициатив

внедрение

родителей

детей

программ

дошкольного

возраста» в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 1
июля

2022

г.

N

1195

«Об

утверждении

Правил

осуществления

просветительской деятельности» должен быть основным механизмом для
разработки
родителям,

программ

методической,

воспитывающим

детей

консультативной

дошкольного

помощи

возраста.

Данный

модуль реализуется в контексте следующих видов и форм деятельности:
родительские гостиные: «Всѐ начинается с детства», «Гражданин России
воспитывается с малых лет», «Отец и сын. Как воспитать настоящего
мужчину»; консультации: «Патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста в семье и в детском саду», «Я, семья, род, народ»,
«Герои среди нас», «Герои России: простые парни, любящие Отечество»;
тренинги с родителями по проблемам гражданского самосознания,
патриотизма, нравственного выбора в ситуации внешней угрозы Родине;
создание

буклетов:

«Нравственно-патриотическое

воспитание

детей

дошкольного возраста», «Как воспитать маленького патриота», «Растим
патриотов своей страны», «Известные люди о воспитании любви к
природе»; проведение акций: «Письмо солдату», «Рисунок солдату»,
«Марш Бессмертный полк», «Я горжусь своей семьей», «Никто не забыт,
ничто не забыто…», «Журавли памяти», «Окна Победы», «Чистый
участок» и др.
Результат:

создание

психолого-педагогических

условий

для

эффективного объединения детей, родителей, педагогов в процессе
разработки

совместных

социально-значимых

проектов,

повышение

психолого-педагогических компетенций родителей в вопросах развития,
обучения, патриотического воспитания детей.

22

Примерное планирование работы по патриотическому воспитанию в
дошкольных образовательных организациях
№

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ориентировочное Ответственные

п/п

время
проведения
День Знаний
«Семейные

Праздник

сентябрь-ноябрь

ценности», Тематические вечера

Старший воспитатель

«Генеалогическое древо»

Воспитатели

День

Музыкальный

воспитателя

и

всех Праздник

руководитель

дошкольных работников
День пожилых людей

Досуг

Психолог

День отца

Мастер-класс

Логопед

«К нам приехал детский сад

Игровая деятельность

Инструктор по физической

(большая игра)

культуре

«Папа,

мама,

я-спортивная Спортивный праздник

семья»
1 квартал

Заведующий

День народного единства

Фестиваль

День матери

Досуг

«Изучаем свой город»

Проект

23

Родители

«Тепло традиций»
«Звездочки

Волонтерское
«Мы (для

добра»

вместе»

движение

малышей,

для

родителей,
сверстников

для
из

детского

дома «Малышок»)
«Моя улица»
«Мое

Беседы,

село:

прошлое, продуктивная

настоящее, будущее»
«Мой

город:

дискуссии,

деятельность

прошлое,

настоящее, будущее»
«Лучшие люди моего села и
города»,
Национальный

музей Экскурсии, походы

Республики Бурятии (Музей
природы,

Художественный

музей им. Ц.С. Сампилова,
Этнографический музей)

2

День героев Отечества

Детская

научно- декабрь-февраль

Заведующий

практическая

Старший воспитатель

конференция

Воспитатели

24

День

Конституции Дискуссия/проект

Музыкальный

Российской Федерации

руководитель

День защитника Отечества

Праздник

Психолог

Новый год

Праздник

Логопед

Рождество

Развлечение

Инструктор по физической

Сагаалган

Праздник/проект

культуре

«Юная

Дангина»

Родители

«Юный Смотр-конкурс

Баатор
Масленница
Готовим

Развлечение

подарки

мамам Продуктивная

своими руками
Международный

март-май

деятельность

Старший воспитатель

женский Праздник

Воспитатели
Музыкальный

день
Детский театр «Ульгэр»
День космонавтики

Выезд

вместе

с

руководитель

родителями

Психолог

Большая игра

Логопед

«Место подвигу есть всегда: Совместные
3 квартал

Заведующий

детско-

Инструктор по физической

молодые воины-герои в наши взрослые проекты

культуре

дни»

Родители

День Победы

Праздник

25

«Самый умный (креативный, Смотры-конкурсы
добрый,

находчивый,

смелый,

инициативный,

сильный,

веселый…)

ребенок»
Международный день защиты Праздник
детей

июнь-август

Заведующий

Смотр-конкурс

Старший воспитатель

Детский концерт

Воспитатели

Флэшмоб

Музыкальный
руководитель
Психолог
Логопед

4 квартал

Знакомство с заповедниками Совместные
и

заказниками

выезды

Инструктор по физической
культуре

Республики Экскурсии

Бурятия

(по месту жительства)

День России

Досуг/проект

26

Родители

«Россия.

Символы Беседы

государства»;

«Москва

– Рассказы

столица России»;

Чтение

«Государственные

литературы

праздники»;

Проекты

детской

«Чем славится наша Родина»
День

семьи,

любви

и Творческий конкурс

верности
День Государственного флага
«Поможем

Байкалу

Акция

быть Мини-проекты

чистым и здоровым»
«На берегу седого Байкала»
«Семья»
«Животный

Сюжетно-ролевые игры
двор»

«Мой

огород»
«Мой сад»

27

«Строим птичий двор в саду»
«Экологическая
территории

тропа

детского

Проектная деятельность

на

сада»

«Гольф-площадка»
«Конструируем летний театр»
«Участок

детского

сада-

территория добра»
«Умные дворики для детей»

28

Рефлексивно-оценочный компонент
Организация
образовательном

оценивания
процессе.

–

одна

Это

из

самых

обусловлено

сложных

тем,

что

задач в
объектом

оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая
как универсальная способность человека участвовать в решении общих
дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.
Результаты реализации модели патриотического воспитания детей и
молодѐ жи
 положительная

динамика

возрастания

уровня

духовности,

нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и молодежи;
 подъем образования, духовной, нравственной, политической и
правовой культуры;
 повышение социальной активности и уровня социализации и
самореализации детей и молодежи;
 включение родителей, лиц, их заменяющих в программы и
мероприятия патриотической направленности.
 совершенствование

профессиональных

компетенций

педагогических работников в области применения методов и форм
патриотического обучения и воспитания молодежи.
 возрастание

степени

участия

молодежи

в

общественной

и

государственной жизни, в регионах, общественных организациях и
объединениях;
 повышение

эффективности

механизма

координации

деятельности региональных и муниципальных органов и организаций,
уже

созданных

координационных

советов

по

патриотическому

воспитанию в целях более действенной реализации системного подхода,
выполнения комплексных задач в процессе осуществления принятых
проектов, программ и планов.
Результативность внедрения и реализации модели патриотического
воспитания определяется степенью готовности и устремлением детей и
молодежи к выполнению своего гражданского и патриотического долга
во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием

29

сочетать

общественные

и

личные

интересы,

реальным

вкладом,

вносимым ими в дело служения Отечеству.
Целевые ориентиры результатов гражданско-патриотического
воспитания на уровне дошкольного общего образования
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности,
которое формируется в дошкольном возрасте, и включает:
- содержательный компонент: овладение детьми доступных их
возрасту объѐ мом представлений и понятий об окружающем мире:
социальном устройстве общества, жизни родного народа,

истории

страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку
правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
-эмоционально-побудительный:

переживание

личностью

положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям,
окружающему миру (любви к родному городу (селу), краю, стране,
гордости

за

трудовые

и

боевые

успехи

народа,

уважения

к

историческому прошлому страны, восхищение народным творчеством,
любви к родному языку, природе региона;
- деятельный компонент: реализация эмоционально пережитых и
осознанных

знаний

в

деятельности

(оказание

помощи

взрослым,

проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого,
бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу,
умение отразить полученные знания в самостоятельной творческой
деятельности),

наличие

комплекса

нравственно-волевых

качеств,

развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Целевые ориентиры результатов гражданско-патриотического
воспитания на уровне начального общего образования
Гражданско-патриотическое воспитание: знающий и любящий свою
малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России,
ее территории, расположении; сознающий принадлежность к своему
народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и
другим

народам;

понимающий

свою

сопричастность

к

прошлому,

настоящему и будущему родного края, своей Родины — России,
30

Российского государства; понимающий значение гражданских символов
(государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания

героев

и

уважение;

имеющий

защитников

Отечества,

первоначальные

ответственности

человека

в

обязанностях;

принимающий

проявляющий

представления

обществе,

о

гражданских

участие

в

к

ним

правах

и

правах

и

жизни

класса,

общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на
уровне основного общего образования
Патриотическое
этническую

воспитание:

принадлежность,

сознающий

любящий

свой

свою

национальную,

народ,

его

культуру; проявляющий уважение к историческому

традиции,

и культурному

наследию своего и других народов России, символам, праздникам,
памятникам,

традициям

народов,

проживающих

в

родной

стране;

проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего

края,

своего

народа,

других

народов

России;

знающий

и

уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве,
спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и
защитников Отечества в прошлом и современности; принимающий
участие в мероприятиях патриотической направленности.
Целевые ориентиры результатов патриотического воспитания на
уровне среднего общего образования
Патриотическое
этническую
любовь

к

воспитание:

принадлежность,
своему

многонациональному
Отечеству,

выражающий

приверженность

народу;
народу

российскую

свою
к

сознающий

Российской

культурную

национальную,

родной

культуре,

причастность

Федерации,

идентичность;

к

Российскому
проявляющий

деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам,
памятникам

народов,

проживающих

в

родной

стране

—

России;

проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
31

рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.

Критерии

оценки

результативности

модели

патриотического

воспитания
Оценка

результативности

внедрения

и

реализации

модели

патриотического воспитания будет формироваться как интегративная
оценка,

включающая

результативность

формирования

гражданско-

патриотических компетенций дошкольников и обучающихся, а также
показатели, оценивающие педагогические условия реализации модели:
 повышение
образовательного

гражданской
процесса

и

культуры

выпускников

всех
школы

участников
(тестирование,

социальный опрос);
 наличие
вопросам

и

проектной

проблемам

деятельности:

проекты

по

конкретным

гражданско-патриотического

образования

(наблюдение, количественный анализ участников).
 проведение

мероприятий,

акций,

инициатив

(наблюдение,

анализ);
 совершенствование

форм

и

методов

воспитательной

деятельности в системе дошкольного и общего образования;
 выпуск

методических

пособий

по

реализации

программы

гражданско-патриотического образования и воспитания;
 вовлечение широкого круга социальный партнеров в процесс
патриотического воспитания.

32

Интегративная оценка эффективности реализации типовой модели патриотического воспитания в Республике
Бурятия
Субъект

Критерий

Показатели оценивания

Индикаторы

Инструменты
оценивания

Воспитанники

Эмоциональный

Проявление

чувства Наличие

позитивного Наблюдения,

дошкольных

гордости за свою семью, отношения к семье, детскому игры,

образовательных

детский сад, родной край, саду, родному краю, Родине, рисунки,

организаций

Родину

проявление к заботе о

беседы,

вопросы

близких
Мотивационный

Уровень

патриотической Наличие желания выполнять Наблюдения,

направленности
личности,

гражданский и воинский долг игры,

цели

и в

будущем,

установки, определяемые отношения
духовно-нравственными

к

беседы,

позитивного рисунки,
Вооруженным вопросы

силам и правоохранительным

запросами и социально- органам
значимыми интересами
Познавательный

Уровень

знаний

представлений

и Наличие

Наблюдения,

о представления/знание

игры,

социально-значимой

собственной истории (семьи,

деятельности,

рода,

фамилии); вопросы

осуществляемой на благо представления об Отечестве,

33

рисунки,

беседы,

Отечества

истории

и

свершениях;

героических
представления

ребенка о названии страны,
своем адресе; о флаге, гербе,
гимне

России;

богатствах

природных

России,

ее

природно-климатических
зонах, ландшафтах
Ценностно-

Степень

Испытывает

ориентационный

сформированности

достижения

взглядов,

убеждений

принципов,

и страны

основанных

на

осознании

приоритетов

интересов

общества и государства

34

гордость

за Наблюдения,

республики, игры,
рисунки,
вопросы

беседы,

Педагогический

Педагогические

Наличие

коллектив

условия,

патриотического

создаваемые

Да/нет

Мониторинговы
й показатель

в воспитания

образовательной
организации

программы

Организация

обучения Да/нет

в детей

(наличие

по образовательной

области

формированию

патриотического

представлений

воспитания

традициях

в Мониторинговы

программе й показатель

предмета/курса/факультатива
о по краеведению)

и

истории

родного края
школьный Да/нет

Действующий
пресс-центр,

Мониторинговы
й показатель

осуществляющий
сопровождение
мероприятий
патриотической
направленности
методических Да/нет

Наличие
пособий

по

реализации

Выпуск
методических

программ

пособий

патриотического

реализации

воспитания

программ

35

по

патриотического
образования

и

воспитания
Родители/лица

Участие

Вовлеченность родителей Да/нет (наличие в ОО совета/ Мониторинговы

их замещающие

родительской

в

общественности

включенных

в

муниципальных

жизнь

школы, общественной организации)
в

й показатель

работу

образовательный общественных
в объединений

родителей

области

обучающихся

(совет

патриотического

родительской

воспитания

общественной

процесс

ОО

организации)
Вовлеченность родителей

Количество

родителей, Мониторинговы

(по ОО), включенных в включенность в деятельность й показатель
мероприятия

по

патриотической

воспитанию

патриотическому

направленности
Социальные

Участие

Наличие

партнеры

социальных

партнеров, принимающих

партнеров

социальных Количество
партнеров

в участие в мероприятиях предприятия,

36

социальных Документы,
(промышленные подтверждающи
органы е

социальное

сфере

патриотической

местного

патриотического

направленности

учреждения

воспитания

самоуправления, партнерство

с

культуры, ОО
молодежной (договоры/согла

спорта,

социальной шения)

политики,

защиты, СМИ, общественные
организации и объединения,
традиционные
конфессии),

религиозные
принимающих

участие в мероприятиях ОО
Освещение

мероприятий Да\нет
(ссылки

патриотической
направленности

сетях

образовательной
районных,

республиканских
средствах

на

публикации

в СМИ/социальных сетях)

СМИ/социальных
организации,

Наличие

массовой

информации

37

в ссылок/публика
ций


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».