Программа дополнительного образования МАДОУ №113 2023

Принята

Утверждена:

Педагогическим советом

Заведующий МАДОУ №113
«Капитошка»

Протокол № 29 от 05.10.2023г

Серебрякова Л. А.

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Удэ

г. Улан-Удэ
2023

Паспорт программы дополнительного дошкольного образования МАДОУ№113
на2023-2024 учебный год.
Наименование программы

Программа дополнительного дошкольного образования

Направленность ДОП

Дошкольное образование

Возраст воспитанников

От 4до 7 лет

Нормативно-правовой
основой для разработки
образовательной
программы являются

Образовательная программа дополнительного образования
является нормативным документом, регламентирующим
содержание образования, деятельность педагогического
работника и разработана в соответствии с:
- Федеральным
законом Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
- Концепцией развития дополнительного образования детей.
Утвержденной распоряжением Правительства российской
Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29
августа 2013г. № 1080 "Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам ";
Примерными
требованиями
к
содержанию
и
оформлению образовательных программ дополнительного
образования детей (письмо Министерства образования РФ
от 11.12. 2006г. №061844);
Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования
детей".

Аннотация
ДОП

содержания

Образовательная программа дополнительного образования
(далее по тексту Программа) - стратегия психологопедагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности дошкольников.
В Программе содержится материал для организации
дополнительного образования в группах МАДОУ №113.
Реализация Программы осуществляется
за рамками
основной образовательной программы на бесплатной и
платной основе в форме кружковой работы.
Реализация
Программы
предусматривает
исполнение
нескольких дополнительных общеразвивающих программ
по следующим направлениям:
Программы художественной направленности:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Цветной мир»,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Пластилиновое чудо»
Программы физкультурно-спортивной направленности:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Дельфинѐнок»,
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Шахматы».
Программы социально-педагогической направленности:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Знайка»,
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Психология творчества»,
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа по бурятскому языку «Амар сайн, ухибууд»

Содержание

1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2
2.1
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3
3.1
3.2.
3.3.
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4
3.5
3.6.

Паспорт программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к реализации программы
Характеристики для разработки и реализации программы
Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии
направлениями ДОП
Художественное направление
Физкультурно-спортивное направление
Социально-педагогическое направление
Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
Организационный раздел
Модель организационно-воспитательного процесса
Методы, приемы и формирование организационно-воспитательного
процесса
Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Материально-техническое и дидактическое обеспечение
Организационное обеспечение
Перспектива развития ДО
Модель организации кружковой работы (на бесплатной основе)
Модель организации платных образовательных услуг

6
6
6
6-7
8
9
9
9

с 11
10
11
12
15
16
17
17
19
19
19
24
24
24
24

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей детей
в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
совершенствовании,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию их свободного времени.
Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в
интересах личности ребенка, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и
создание благоприятных условий для разностороннего развития личности и получении
дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование способствует
своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в
жизни, созданию условий для формирования каждым ребѐнком собственных
представлений о самом себе и окружающем мире. В дополнительном образовании педагог
сам определяет "стандарт" освоения предмета или направления деятельности.
Предоставление дополнительных образовательных услуг (бесплатных) и
реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по
желанию родителей (их законных представителей).
Дополнительные образовательные услуги можно разделить на платные и
бесплатные. Особенность в том, дополнительные образовательные услуги интегрируются
с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения
содержания базового компонента образования.
Программа направлена на создание условий развития ребенка
1.2. Цель Программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего
удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей
и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.
Задачи:
обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой
активности в различных видах детской деятельности;
создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной
деятельности и общения: ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель;
развивать творческие способности у дошкольников через занятия в кружках;
укреплять здоровье дошкольников;
удовлетворить потребности детей в занятиях по интересам;
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
При организации дополнительного образования детей в ДОУ опирается на следующие
приоритетные принципы.
Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для
каждого ситуации успеха.
Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач
достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной
вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение
работоспособности.
Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к
самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания;
"открытие новых знаний".
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов
работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей
творческую
активность
ребенка
атмосферы.
Учитываются
индивидуальные
психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит
комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе

совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель) продуктивнотворческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить,
запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными
людьми и т.п.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится
на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности
дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.
Реализация дополнительной общеобразовательной Программы предусматривает
исполнение нескольких дополнительных общеразвивающих программ по следующим
направлениям:
Программы художественной направленности:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветной мир»
Программы физкультурно-оздоровительной направленности:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дельфинѐнок»
Программы социально-педагогической направленности:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология
творчества»,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по бурятскому
языку «Амар сайн, ухибууд».
Содержание программ базируется на детских интересах и запросах родителей и
реализуется по следующим направлениям.
Кружки на бесплатной основе:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматы»».
-Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая по
бурятскому
языку «Амар сайн, ухибууд».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластилиновое чудо»
Кружки на платной основе:
- Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветной
мир»
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дельфинѐнок»
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»,
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология
творчества»
Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу
нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает
возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый
результат.
Программа художественной направленности ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры воспитанников, художественных способностей и склонностей в
выбранных видах творчества. Художественная программа отдельных направлений в
зависимости от познавательных потребностей и способностей детей могут служить
средством организации свободного времени, формировать процесс творческого
самовыражения и общения детей, а также могут служить средством развития одаренных
детей.
Адресность программы: предназначена для обучения дошкольников. Целью работы
кружка художественной направленности является развитие творческих способностей
-

воспитанников, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности;
воспитание мира чувств, эмоциональной отзывчивости.
Программа
физкультурно-оздоровительной
направленности
ориентирована
на
воспитание и привитие навыков физической культуры воспитанников и, как следствие,
формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в
престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на
соревнованиях. Обучение плаванию в детском саду - одно из важнейших звеньев в воспитании
ребенка - оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность
нервной, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности
опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и
формирования правильной осанки ребенка
Задачи реализации программы:
1. Формировать у дошкольников навыки плавания. Преодолевать страх перед
новой водной средой. Развивать моторные функции и уровень физической
подготовленности. Научить управлять своим физическим и психическим
состоянием в период адаптации в водной среде
2.Формировать знания о видах и способах плавания. Об оздоровительном
воздействии плавания на организм. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
3. Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость,
быстроту, гибкость, силу, общую выносливость через обучение плаванию;
4. Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения
основных движений в воде (погружение, скольжение, ныряние, овладение плавательными
навыками), овладения подвижными играми с правилами на воде;
5. Развивать интерес к спорту - к плаванию, стилей плавания, расширять представления детей о
некоторых видах водного спорта;. Способствовать становлению ценностей здорового образа
жизни, овладению его элементарными нормами и правилами на водоѐмах и в бассейне
(двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Программы социально-педагогической направленности способствуют реализации
личности в различных социальных кругах, социализации ребенка в образовательном
пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и
развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных
задач объединений социально-педагогической направленности. Это особенно актуально для
накопления опыта проживания в социальной системе.
Каждая из программ -это документ, отражающий педагогическую концепцию в
соответствии с заявленными целями деятельности, с учетом условий, методов и технологий
достижения целей, а также предполагаемого результата.
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители
(законные представители), педагоги.
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг
выступают родители как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление,
воспитание и обучение.
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает
как мощное средство развития личности ребенка. Воспитанники имеют возможность заниматься
в различных кружках по интересам.
Спектр дополнительных услуг в ДОУ индивидуален, разнообразен и ведется по
нескольким направлениям развития: художественно-эстетическое, физическое, социальноличностное, познавательное.
Обучающиеся могут стать участниками и победителями городских конкурсов, фестивалей
детского творчества, спортивных соревнований. Воспитанники, занимающиеся в кружках, в
дальнейшем успешно продолжат обучение в системе дополнительного образования города.

1.5. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной Программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры:
- не подлежат непосредственной оценке;
-не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня
развития детей;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованием
образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой
аттестацией воспитанников.
Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего
мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты
которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой
дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе
или имеющих особые образовательные потребности.
1.6. Ожидаемые результаты
-Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья дошкольников,
улучшение физического развития.
-Развитие творческих способностей.
-Создание положительного эмоционального фона во время занятий с детьми.-Воспитание
любви к русской культуре; культуре края, где живешь.
-Овладение техникой изготовления изделий.
Оценка и анализ работ.
Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить
положительные и отрицательные результаты в работе, оценить эффективность работы педагога и
возможности детей.
Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями ДОП
2.2. Предоставление дополнительных образовательных услуг (на бесплатной основе) и
реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по
желанию родителей (законных представителей) на основе договора. Использование
дополнительных образовательных программ дошкольного образования
стало возможным с развитием новых форм образования дошкольников в творческих
кружках, которые организуются в детском саду.
Реализация дополнительного образования недопустима за счет времени, отведенного на
прогулку и дневной сон. Периодичность и продолжительность определена действующим
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07. 2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей".
Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной
образовательной программы МАДОУ №113 для воспитанников дошкольного возраста в форме
кружковой работы.
Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании учебного плана,
годового календарного графика, общеразвивающих программ по направлениям, расписания

занятий, договоров родителей.
Содержание дополнительного образования направлено на:
-создание условий для развития личности,
-развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
-обеспечение эмоционального благополучия ребенка,
-приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям,
-создание
условий
для
социального, культурного самоопределения, творческой
самореализации личности, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур,
-интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка,
- укрепление физического и психического здоровья,
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Содержание Программы базируется на детских интересах, запросах родителей и
реализуется по следующим направлениям:
2.3. Художественное направление
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветной мир»
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на программы
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эстетического
вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей.
В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неѐ, стремятся выразить свои чувства и
мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребѐнка учить видеть красивое в
окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки
предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные
умения и желание рисовать, развивать творческую способность воспринимать произведения
искусства.
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами
традиционного и нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов
дошкольников. Воспитание творчески развитого,
раскрепощѐнного, не равнодушного к миру, инициативного ребѐнка. Формирование нравственной и
творческой личности, через познание художественной культуры
Адресат программы воспитанники 5-7 лет.
Обучающие задачи:
•
формировать практические умения работы с художественными материалами и инструментами;
•
формировать начальные представления об основных видах и жанрах изобразительного
искусства;
•
способствовать творческому самовыражению обучающихся
•
Воспитывать самостоятельность, нравственные качества,
культуру
речи и
поведения, трудолюбие и тд.
•
Развивать воображение, фантазию, чтобы ребѐнок мог открыть свой внутренний мир через цвет,
форму, линию.
•
Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.
•
Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к
самоутверждению
•
Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся
Планируемые результаты.
К концу освоения программы дети:
1. знание правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;
2. знание свойства и особенности различных художественных материалов, техники работы с
ними;
3. владение основными навыками правополушарного рисования: умение видеть, где кончается
один предмет и начинается второй, умеют выделять пространство вокруг предмета, передавать
перспективу и пропорции, видеть и передавать характеристики цвета, умение видеть целое и его
части;
4. использование в одной работе разные изобразительные материалы;

5. освоение цветоведения, умение экспериментировать с красками;
6. расширение и обогащение художественного опыта детей;
2.4. Физкультурно-оздоровительное направление
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дельфинѐнок»
Направленность Физкультурно-спортивная направленность.
Актуальность Обучение плаванию в детском саду - одно из важнейших звеньев в
воспитании ребенка - оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет
возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств
закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Цель программы
Основной целью программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию (уверенно
чувствовать себя в воде, держаться на поверхности воды, плыть от 7 -15 м); закаливание и
укрепление детского организма; создание основы для разностороннего физического
развития(развитие и укрепление опорно - двигательного аппарата, сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем)
Адресат программы: дошкольники-4-7 лет
Задачи реализации программы:
1. Формировать у дошкольников навыки плавания. Преодолевать страх перед новой водной
средой. Развивать моторные функции и уровень физической подготовленности. Научить
управлять своим физическим и психическим состоянием в период адаптации в водной среде
2.Формировать знания о видах и способах плавания. Об оздоровительном воздействии плавания
на организм. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
3. Содействовать приобретению двигательного опыта детей по плаванию повышению уровня
ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере.
4. Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу,
общую выносливость через обучение плаванию;
5. Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения
основных движений в воде (погружение, скольжение, ныряние, овладение плавательными
навыками), овладения подвижными играми с правилами на воде;
6. Развивать интерес к спорту - к плаванию, стилей плавания, расширять представления детей о
некоторых видах водного спорта;
7.Овладению элементарными нормами и правилами на водоѐмах и в бассейне (двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Условия реализации программы

Занятия проводятся во второй половине дня.

Наполняемость –до 15 человек.
Продолжительность занятий (группа 4-5 лет) – 20 минут.
(Группа 5-6 лет)--25минут. (6-7 лет)-30 минут.

Материально – техническое обеспечение программы: шнур -канат
шест
Термометр комнатный
Разделительная дорожка 7м
Ориентиры на бортиках
Обручи для горизонтального проныривания
Термометр для воды o
Секундомер
Судейский свисток
Дорожка для профилактики плоскостопия
Плавательные доски «Радуга» 12шт
Плавательные доски «Дельфины»12шт o
Ведѐрки для обливания 0.5л, 1л
Игрушки и предметы плавающие, различных форм и размеров
Игрушки и предметы тонущие, различных форм и размеров
Круги надувные разных размеров и форм
Нарукавники
Ласты разных размеров
Мячи резиновые разных размеров
Мячи надувные
В группу записываются все желающие по заявлению родителей (законных представителей),без
мед. отвода по здоровью.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка»
Направленность программы
Программа имеет познавательную направленность, которая является важным направлениемв
развитии и воспитании.
Содержание программы нацелено на развитие познавательных способностей детей,
интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности.
Актуальность программы
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и
развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема готовности ребенка к
школе, и одна из них - речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь
множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический
слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному
овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для всего последующего
образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения.
Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и
снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и
фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Адресат Программы
Данная программа предназначена к реализации для воспитанников в возрасте 6-7 лет.
Цель программы:
Формирование речевой готовности к школе у детей 6 – 7 лет в процессе освоения устной
речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

Задачи:
Подготовка к обучению грамоте
формирование у детей первоначальных лингвистических представлений,
понимания того, что такое «слово», «предложение», как онистроятся, из каких частей
состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и
трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
Воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и
соотнесение их с буквенным изображением; выработкаинтонационной выразительности,
дикции, силы голоса, темпа речи.
Формирование грамматического строя речи
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению
предложений.
Развитие процессов восприятия, мышления, речи
- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов,
умения ориентироваться в пространстве.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Психология
творчества»
Направленность Социально – педагогическая направленность.
Актуальность
Современная жизнь диктует особые условия: необходимо быть уверенным в себе,
конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в
системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.
Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более
жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую
популярность среди педагогов - психологов, как наиболее безболезненный метод воздействия на
психику ребенка.
Применение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Психология творчества»
рассчитана на детей дошкольного возраста. Мастерская арт-терапии соответствует возрастным
особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия дает ребенку
возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и
поведенческой сферах, помогает детям формировать позитивную Я-концепцию
Отличительные особенности Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает
стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью
таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются
определѐнные литературные произведения. Учащиеся знакомятся не только с их содержанием,
воссоздают конкретные образы, но и учатся
глубоко
сопереживать
событиям,
взаимоотношениям героев произведений.
Адресат программы
воспитанники 4-6 лет.
Цель: гармонизация личности детей, через раскрытие их творческого потенциала
Задачи
-развитие творческого мышления, воображения, креативности;
-создание условий для самопознания и самовыражения;
- формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

-снятие психоэмоционального напряжения;
-развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
-развитие навыков рефлексии.
Содержание работы
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К.
Роджерса,практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д.
Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, ,
музыкотерапия,куклотерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы: групповая, занятия продолжительностью 25минут два раза в неделю.
Оптимальное количество участников — 10–15 человек.
Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая
«Пластилиновое чудо»

программа

Направленность программы –художественно-эстетическое.
В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный
опыт по обучению лепке детей дошкольного возраста. Но, несмотря на наличие обширной
литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы
возможности обучения дошкольников лепке в системе дополнительного образования, имеющей
возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка.
Поэтому создание программы обучения лепке детей 3-7 лет в дошкольном объединении
учреждения дополнительного образования детей является актуальным. Важную роль
изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали
многие исследователи детского изобразительного творчества. Как отмечал скульптор И.Я.
Гинцбург, ―...В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в
математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение
предмета. В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а
иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл...
Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных
частей – все это ясно выражается посредством лепки‖. Поэтому обучение лепке в дошкольном
возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на
развитие двигательных функций, тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации,
обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством по программе
также
способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного
мышления и памяти ребенка. Интегративный подход способствует развитию интереса
дошкольника к изобразительной деятельности. Индивидуальный подход к каждому ребенку
способствует усвоению программного материала всеми детьми.
Адресат программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного
возраста средствами лепки.
Задачи программы:
образовательные:
–
формировать умение лепить предметы из различных материалов: глины,
пластилина, теста, природного и
бросового
материала;
–
учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и

самостоятельных
поисков;
–
учить самостоятельно пользоваться способами лепки и выразительными средствами.
воспитательные:
–
способствовать
формированию
у
детей эмоционально-ценностного
эстетического
отношения
к
миру;
–
воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность
общения
с
ними;
–
формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые
для занятия материалы.
развивающие:
–
развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно- образное
мышление как
основу развития
творческой личности;
–
развивать
чувство
формы,
цвета, пропорций; художественный
вкус;
–
развивать творчество и инициативу.
Ожидаемые результаты:
воспитанники
должны:
– выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушек;
создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
использовать все многообразие усвоенных приемов.
Дополнительная

общеобразовательная

композицию,

общеразвивающая программа «Шахматы»

Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в
формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы
развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собранные, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая
память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или
пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его
духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше
успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с
выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом
процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует
развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и
предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре,
учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к
детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого,
интересного, увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день
Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более
комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень
стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка,
повышение продуктивности его мышления.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют

закономерности.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них
интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к 8 дальнейшим ступеням развития;
создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников,
формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное
поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация,
взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка,
пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию,
т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время
шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же
умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной
партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за
шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения,
самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих
силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличии кабинета
и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, раздаточными
материалами, играми
Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования). Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правила шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в
сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы, так и через решение
практических задач Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на
каждом этапе обучения.

Дополнительная общеобразовательная
языку «Амар сайн, ухибууд».

общеразвивающая программа по бурятскому

Направленность Социально – педагогическая направленность.
Актуальность
Для речевого развития дошкольников характерен довольно богатый словарь, который
продолжает расширяться, в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей
завершается формирование грамматического строя речи, и детиначинают постепенно осваивать
грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении
собственного текста оформляют еговводным и заключительным предложением). Роль педагога
состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи.
Цель программы- способствовать формированию элементарных умений инавыков
общения на бурятском языке у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Развивать у детей мышление, внимание, память, познавательные и языковые
способности.
2.
Формировать элементарные навыки коммуникативных задач на бурятскомязыке,
навыки межличностного общения, навыки самоконтроля.
3.
Воспитывать у детей интерес и создавать положительную установку наизучение
бурятского языка и культуры бурятского народа.
4.
Обогащение активного и пассивного словаря и потенциального словаря;
5.
Развитие грамматического строя речи;

Планируемые результаты освоения программы
В результате работы дети могут:
-группировать слова по указанным признакам, объединять их в тематическиегруппы;
-образовывать новые слова, формы слов по знакомым моделям;
-составлять словосочетания, предложения по картинке;
-отвечать на вопросы педагога;
-конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
-задавать свои вопросы;
-составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
-выделять звук в начале слова.
Содержание работы
1.
Лексическая работа.
2.
Развитие грамматического строя устной речи
3.
Развитие связной речи
4.
Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи

2.5. Взаимодействие с семьей
Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей
является взаимодействие с родителями воспитанников.
В этом направлении используются следующие формы работы:
-открытый просмотр занятия,
-индивидуальные беседы,
-консультации по запросам родителей,
-тематические родительские собрания,
-праздники, развлечения,
-выставки творчества,
-анкетирование, опрос.
Выбор
разделов
Программы
осуществляется
родителями
(законными
представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеразвивающей
программы предполагает ознакомление с нормативными документами и содержанием
Программы.
Формы
ознакомления
с
образовательной
программой
дополнительного
образования:
- индивидуальные консультации
- родительские собрания
- использование ресурсов официального сайта ДОУ.
Информирование родителей (законных представителей) детей о процессе
реализации Программы осуществляется в формах:
- индивидуальные собеседования и консультации
-

3. Организационный раздел
3.1. Модель организационно-воспитательного процесса
Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с
учетом интересов и возможностей детей в режиме дня во второй половине дня;
продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач,
психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм.
Особенности организации детей определены направленностью, функциями
дополнительных образовательных планов. Организуя работу в рамках дополнительного
образования, педагоги учитывают:
- интересы детей к выбору кружка
- добровольность выбора их детьми
- возрастные особенности детей
- решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной
образовательной программой ДОУ

создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой
личности
- нормы нагрузки на ребенка.
Программа
предполагает
широкое
использование
иллюстративного,
демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр,
инсценировок, сочинений, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания
тематических выставок, театральных представлений, являющихся мотивацией детского
творчества и итогом работы педагога.
Количество
детей
(не более)

Возраст детей

ФИО руководителя кружка,
должность

«Цветной мир»
художественно
е

30

5-7лет

Трунева Е.Г

«Дельфинѐнок
»
физкультурно
оздоровительн
ое
«Психология
творчества»
социальнопедагогическ
ое
«Знайка»
социальнопедагогическ
ое
«Шахматы»
физкультурнооздоровительное

30

4-5

Сажин А.В

15-20

5-6

Кузьминова Н.В.

15-20

6-7

Сысюк Т.П.

15

5-7

Кованов Н.А.

Бурятский язык
«Амар сайн,
ухибууд»
социальнопедагогическое

15

5-7

Ильина А. Б.

Пластилиновое чудо

15-25

5-7

Жамбалова Т.И.

Название
инаправление
кружка

Примерное время в режиме дня для организации и проведения занятий в кружках по
дополнительному образованию:
Возраст
4-5
5-6
6-7

Продолжительность
20 минут
25 минут
30 минут

3.2. Методы, приемы, формы воспитательно-образовательного процесса
Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении нового
материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью
приемов: беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.
Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения
полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа
деятельности по заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический - постепенная подготовка обучаемых к
самостоятельному решению проблемы.
Методы воспитания- методы стимулирования и мотивации: создание мотивации успеха.
Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в
себя материальное поощрение (в форме призов), моральное (словесное, вручение грамот,
дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высоко качества
образовательного процесса и эффективному освоению воспитанниками программы.
При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы
обучения: практические занятия, творческая мастерская, экскурсии, конкурсы, выставки,
концерты, спортивные соревнования, спартакиады, коллекционирование, презентации.

3.3. Условия реализации Программы
Условия для занятий кружков и секций
1. Проходят в оборудованном помещении или в группе.
2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой
и спортивной деятельности детей.
3. Систематизация литературно-художественного материала с целью активизации
деятельности детей, расширения об окружающем.
4. Изготовление атрибутов к разным видам театров, игр для подготовки руки к работе,
расслаблении, укрепления мелких мышц руки.
5. Составление фонотеки - подбор классических произведений, детского репертуара для
музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
6. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр для работы кружков .
7. Непрерывность, т.е. последовательность цепи образовательных задач на протяжении
всего процесса овладения творческими и спортивными умениями и навыками.
В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы
работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной
творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие
методы как игровые, исследовательские, экспериментирование помогают детям творчески
реализоваться.
Основными формами реализации Программы являются: фронтальные развивающие
занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностноориентированная модель
взаимодействия педагога с детьми); занятия-инсценировки; игры; игры-тренировки; занятияпутешествия; обыгрывание ситуаций; творческая мастерская; создание коллекций;
презентации.
3.3.1. Методическое обеспечение

Реализация Программы предполагает использование учебно-методического комплекса,
позволяющего
достигать
уровня
образовательной
подготовки
воспитанников,
предусмотренного требованиями образовательных стандартов. Учебно-методический
комплекс
включает
разноуровневые
дидактические
материалы,
позволяющие
дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс с учетом
особенности личности детей. Входящие в состав методического комплекса электронные
образовательные ресурсы и программно-технологические комплексы обеспечивают
возможность обогащения содержания образования воспитанников с использованием ИКТ.
Наличие утвержденной Программы.
Дополнительные общеразвивающие программы.
Наглядные пособия, образцы изделий.
Специальная литература.
Диагностический инструментарий. Учебнометодический комплекс и оснащение:
Методическая литература
Физкультуно-спортивная направленность
1. Фомина Н.А.Сюжетно-ролевая ритмическая
гимнастика.Методические
рекомендации
к
программе
по
физическому
воспитанию
дошкольников.
1.
2.
3.
4.
5.

Оснащение
шнур -канат
шест
Термометр комнатный
Разделительная дорожка 7м
Ориентиры на бортиках
Обручи для горизонтального

проныривания
Термометр для воды o
Секундомер
Судейский свисток
Дорожка для профилактики
плоскостопия
Плавательные доски «Радуга»
12шт
Плавательные доски
«Дельфины»12шт o
Ведѐрки для обливания 0.5л, 1л
Игрушки и предметы плавающие,
различных форм и размеров
Игрушки и предметы тонущие,
различных форм и размеров
Круги надувные разных размеров
и форм
Нарукавники
Ласты разных размеров
Мячи резиновые разных размеров
Мячи надувные

2.
Овчинникова
А.А.,
Потапчук
Т.С.
«Двигательный игротреннинг для дошкольников».
СПб.: «Речь», 2009.
3. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры,
ритмические упражнения и танцы для детей.
Учебно-методическое пособие для педагогов. – М.:
Гном-Пресс, 2018.
4.М.Рыбак «Плавай как мы!.»
5. Герасимова, Ю. С. Построение занятий
плаванием с детьми дошкольного возраста на
основе сюжетно-ролевых игр с использованием
сказочных сюжетов / Ю. С. Герасимова, Е. В.
Ивченко // Научные исследования и разработки в
спорте : вестник аспирантуры и докторантуры /
НГУ им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. С. 45-48.

Художественная направленность
1. Б. Эдвартс "Художник внутри вас», Минск:
Попурри, 2008 г. www naydisebya ru Студия
правополушарного рисования
2. Бетти Эдвардс «Открой в себе художника»,
Минск: изд Попурри. 2010, 288 с.
3. Лана Ф. "Правополушарное рисование", 14 Dec
2013, интернет-ресурс, www naydisebya
ru
4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В.
Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль:
«Академия развития», «Академия К˚», 1998.–
256с.
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.
Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера»,
2000. – 80с.
6. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. –
С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
7. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М.
Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные
техники,
планирование,
конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 18.20048.128с.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с
англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО«Попурри»,
2005. – 256с.
10. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М:
АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО

Материалы:
- гуашь, акварельные краски;
- ватные палочки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для
процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти;
- кисти;
- клеенка.
Дидактическое обеспечение:
- образцы рисунков;
- пошаговые уроки рисования;
иллюстрации,
картины,
фотографии.
Технические средства:
- проектор;
- компьютер, флешка,
- колонка.

Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005. – 63с.
12. Комментированное рисование в детском саду:
методическое пособие / Н. В. Микляева.
Москва : Сфера, 2010. - 122 с.
13. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное
рисование методом тычка с детьми.
14. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –
Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
15. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО
Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.–
96с.
Социально-педагогическая направленность
Ноутбук
1. Азбука общения: развитие личности ребенка,
Наглядно
дидактический
навыков общения со взрослыми и сверстниками. –
материал
СПб., 1998.
Игровые атрибуты
2. Артемова
Л. В. Театрализованные игры
Сюжетные
картинки,
дошкольников / Л. В. Артемова. - М.:
иллюстрации для рассматривания
Просвещение, 1991. – 127с.
Математическое лото, пазлы,
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в
мозаики
детском возрасте. – М., 1991.
Кубики Никитина «Сложи узор»
4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия
в
Палочки Кюизенера
детском
саду: Пособие для
работников
Предметные картинки
дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003 .
Плакаты и таблицы
5.Петрова Т.И., Петрова Е.С., Сергеева Е.Л.
Наборы цифр
Театрализованные игры в
детском
саду:
Модель часов и весов
разработка занятий для всех возрастных групп с
Наборы
геометрических
методическими рекомендациями. – М: Школьная
плоскостных
и
объемных
фигур
пресса
Раздаточный и счетный материал
6. Щеткин А.В. Театральная деятельность
в
Слоговая таблица
детском саду /под редакцией О.Ф.Горбуновой/ –
Кубики Зайцева
М.: Мозаика- Синтез. 2008.
Дидактические настольные игры
7. Е.В. Колесникова Демонстрационный материал:
Наборы театра (теневой,
Математика для детей 6—7 лет. М.: ТЦ Сфера,
пальчиковый, кукольный);
2014.
Ширма
8. Е.В. Колесникова Математика для детей 6—7
Фланелеграф
лет: Метод, пособие: 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Музыкальные
ТЦ Сфера, 2014.
инструменты
9. Е.В. Колесникова Я считаю до двадцати: Рабочая
Декорации
Костюмы различного
тетрадь для детей 6—7 лет: 2-е изд., перераб. и
плана (детские, взрослые)
доп. М.: ТЦ Сфера, 2014.
Учебник «12 шагов к английскому языку»
10. Е.В. Колесникова Диагностика математических
с с разрезными материалами (карточки,
способностей детей 6—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014.
пазлы, мас- ки)
11.Е.В. Колесникова «Я составляю числа» – М., ТЦ
CD для работы на занятиях
Интерактивные мобильные игры
Сфера, 2009
12.Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи»
– М., ТЦ Сфера, 2014
13.Е.В. Колесникова «Я решаю арифметические
задачи» – М., ТЦ Сфера, 2011

чебно-методический комплекс «Амар мэндэ-э!» под
дакцией Г- Х.Ц.Гунжитовой, О.А.Дареевой,
Д.Шожоевой. Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014г.
етство» под ред. Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.
ихайловой.
Б. Лопсонова «Преемственность в
спитании этнической культуры у
школьников и младших школьников» г.
лан-Удэ, 2000г.
Д.Могоева Программа обучения детей
рятскому языку в дошкольныхучреждениях.
лан-Удэ, 1989.
Д. Могоева «Амар сайн, ухибууд!» Улан-Удэ, Изд.
элиг», 2002.
П.Нанзатова Обучение детей бурятскому языку в
мплексе «Детский сад-школа». Улан-Удэ, 1994.
УМК «12 шагов к английскому языку» для 4 лет (4 части)
/Р. П. Мильруд, Н. А. Юшина – М.:ТИТУЛ; Москва, 2015
УМК «12 шагов к английскому языку» для 5 лет (4 части)
/Р. П. Мильруд, Н. А. Юшина – М.:ТИТУЛ; Москва, 2015
УМК «12 шагов к английскому языку» для 6 лет (4 части)
/Р. П. Мильруд, Н. А. Юшина – М.:ТИТУЛ; Москва, 2016

3.3.2. Материально-техническое и дидактическое обеспечение

Групповые помещения, музыкально-физкультурный зал.
Оборудование (комплект мебели).
Наглядные пособия (образцы изделий)
Дидактический материал (рисунки, эскизы, схемы, раздаточный материал, альбомы,
спортивный инвентарь)
Подборка информационной и справочной литературы.
3.3.3. Организационное обеспечение:

1. Необходимый контингент воспитанников
2. Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре, учителя-логопеда, старшего воспитателя)
3. Соответствующее требованиям расписание занятий.
4. Родительская вовлеченность и участие.
3.4. Перспектива развития дополнительного образования
Расширение деятельности кружков. Привлечение специалистов профессионального
мастерства, с целью совершенствования системы дополнительного образования. Расширение
материально-технической базы. Интеграция дополнительного образования в воспитательнообразовательный процесс.

2
3
-

3.5. Модель организации кружковой работы
1 этап - подготовительный:
изучение нормативно-правовой базы для успешного функционирования ДОУ анализ
внешних условий и внутренних ресурсов деятельности ДОУ
диагностирование детей старшего дошкольного возраста
изучение запросов и пожеланий родителей
обновление нормативно-правовой базы для кружковой работы в ДОУ (приказы,
положения)
организация рекламного блока для родителей
организация соответствующей развивающей предметно-пространственной среды
оформление соответствующей документации руководителями кружков
этап - моделирование системы:
совершенствование материально-технических условий в ДОУ
обеспечение методического сопровождения
составление перспективных планов работы кружков
сотрудничество с общественными организациями и учреждениями
проведение внутрисадового контроля по данной теме
создание "банка идей" по данной теме в методическом кабинете ДОУ
этап - совершенствование творческого самовыражения:
участие в конкурсах, фестивалях, выставках, концертах и т.д.
обобщение, распространение педагогического опыта
проведение Дня открытых дверей для родителей
отчеты руководителей кружков на педагогических советах ДОУ
анализ и изучение результатов деятельности работы кружков

3.6. Модель организации платных образовательных услуг.
Модель организации платных образовательных услуг строилась следующим образом:
1
этап: определение спектра дополнительных образовательных услуг через анкетирование
родителей.

Какое направление дополнительного образования Вы хотели видеть в ДОУ?
Какая стоимость услуги удовлетворяет Вас?
Ваши предложения по введению дополнительного образования?
(беседы с родителями, педагогами)
2
этап: назначение и подготовка специалистов по направлениям дополнительных
образовательных услуг.
3
этап: составление дополнительных общеразвивающих программ по выбранным
направлениям с согласованием советом педагогов.
4
этап: создание нормативной базы:
Положение об организации деятельности по оказанию дополнительных платных услуг.
Договор с родителями об оказании платных дополнительных платных услуг.
Договор на оказание услуг.
Должностные инструкции педагогов.
Издание приказов по организации дополнительных образовательных услуг.
Перечень платных дополнительных образовательных услуг.
Учебный план
Расписание кружков.
Список посещающих детей.
Табеля работы педагогов дополнительного образования.
Табель посещаемости детей по месяцам.
5
этап: организация проведения рекламы.
6
этап: заключение договоров с родителями и специалистами.
7
этап: контроль за качеством оказания дополнительных образовательных услуг.
Отслеживание результатов дополнительного образования.


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».