Программа по дополнтельному образованию Шахматы

Республика Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113
«Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Удэ
(МАДОУд/с №113 «Капитошка» г.Улан-Удэ)
670011, г. Улан-Удэ, п.Энергетик, д.15, т.(факс) 42-92-77, ds_113@govrb.ru

Утверждаю
Заведующий
МАДОУ №113«Капитошка»
Серебрякова Л.А ._

Программа дополнительного образования детей
«Шахматы»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации – 2 года

Педагог: Кованов Н.А

Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цель, задачи, принципы
3. Методы, формы, средства
4. Сроки реализации, возраст
5. Содержание программы
6. Литература

2

Пояснительная записка
В жизни каждого ребѐнка непременно наступает время выбора своего вида
спорта. Предлагаем вам ШАХМАТЫ – прекрасный и волшебный мир!
Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт.
Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими
мир каналами связи, с утра до ночи льющимися поток разнообразных знаний в
детские умы.
Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием
ребѐнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объѐмом
усвоенных знаний, но и умением владеть определѐнными умственными
операциями, логическими приѐмами мышления. Игра является неотъемлемой
формой деятельности ребѐнка-дошкольника, это средство самовыражения и
моделирования социальных отношений.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления,
мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребѐнка. Они сочетают в
себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует
мысль, даѐт больше человеку, чем он тратит на неѐ. Шахматы - одна из самых
справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли
игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы - спорт или
искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры,
как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство,
ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет.
Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким
простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке,
может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а
играть в них можно где угодно.
В работе воспитателей дополнительного образования на передний план
выходит необходимость реализации идей отечественных теоретиков и практиков сделать образовательный процесс для детей радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям. И большую помощь в этой кропотливой работе
могут оказать занятия таким видом спорта, как шахматы, где активизируется
мыслительная деятельность, тренируются психические процессы, воспитываются
морально-волевые качества и эстетическое наслаждение у дошкольников. Игра в
шахматы даѐт возможность человеку реализовать врождѐнную потребность в
состязаниях на уровне мыслительной деятельности. Удовлетворение этой
потребности способствует гармоничному развитию личности. Особенно это
актуально для нынешнего времени - времени решительных преобразований во
всех сферах человеческой деятельности, когда для достижения успеха требуется
максимальное использование всего потенциала, запасов внутренней энергии
человека.
Шахматная игра - увлекательное занятие для детей. На шахматной доске
сражаются два войска - белые и чѐрные. В этом войске есть главный - король. Его
помощники - ферзь (учѐный, мудрец в переводе с арабского). Ладья - башня,
слоны, кони и маленькие пешки, которые в
Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим
шахматным войском. Но вместе с тем ребѐнок начинает понимать, что от его
умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим
3

действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают
правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи,
играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов,
участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет
предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота
неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Данная дополнительная образовательная программа по шахматам
направлена на развитие интеллекта личности ребѐнка дошкольного возраста,
обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени
развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления,
а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших
качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в
принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим
детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий,
создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и
пособий.
Программа составлена на возраст детей 5-7 лет, еѐ реализация предполагает
2 года. Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности и предусматривает 34 шахматных занятия (одно - в неделю).
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого
объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет 25минут для детей
старшей группы (5-6 лет) и 30минут для детей подготовительной к школе группы
(6-7лет) и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой
программы в образовательный процесс
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей,
умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всѐ
большее признание в России и во всѐм мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная
шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна
семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная
символика создаѐт необходимые предпосылки для международного
4

сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного
пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно
судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований,
выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов
Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты, а
также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной
федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие
детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше
будущее».
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам
чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают
человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся
ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперѐд. А, главное,
воспитывают характер».
Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам
нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать
успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом
творческий подход тренера является необходимым условием преподавания
шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его
опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами,
от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и
учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно
ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность,
работоспособность.

Актуальность
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,
но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима
роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности
действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление
дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает
усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок,
обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при
неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют
увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра
дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная
игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада,
ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у
детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит
5

сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети,
проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух
соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная
игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного,
увлекательного.
Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные
дарования.
Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на
сегодняшний день Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы
позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс
начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на
процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение
продуктивности его мышления.
Практическая значимость программы
Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития
интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней
игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают
аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты
характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что
является некоторыми признаками готовности к школьному обучению. Увлекшись
этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник - выдержанней,
зазнайка - самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным,
собранным. К тому же шахматы - замечательный повод для общения людей,
способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских
отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются
слова «Все мы одна семья».
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что
она направлена на организацию содержательного досуга учащихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации
внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут
вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее,
привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не
унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения:
на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной
6

степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Вид программы: модифицированная программа. В основу настоящей программы
легла программа М.Г.Смоляковой «Разноцветный мир»
Новизной и отличительной особенностью программы
Предложенная программа составлена на основе программы "Шахматы,
первый год" И. Г.Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских
наработок. В их числе:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной
доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с
ограниченным количеством фигур;
- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение":
фигура против фигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической
игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".
Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей
старшего дошкольного возраста «Шахматы» направлена на интеллектуальное
развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов,
становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и
доступен. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций. В игровой форме вводит детей в
мир шахмат: знакомит дошкольников с историей развития шахмат. В простой и
доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и
загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее
принципах, знакомит дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививает
им любовь к древней и мудрой игре. «Чтобы переварить знания, надо поглощать
их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому в программе широко
используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи
и викторины, которые будут интересны дошкольникам.
Цель и задачи реализации программы.
Цель программы: обучение дошкольников принципам шахматной игры,
воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к
7

дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и
интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей
культуры посредством обучения игре в шахматы.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.
- Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная
доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная
позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной
доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)
- Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить
детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых
заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в
процессе игры.
- Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов
ведения шахматной партии
- Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе
игровой практики за шахматной доской;
- Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию,
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и
отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.
- Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность,
воображение;
- Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- Формировать мотивацию к познанию и творчеству
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций
воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
Воспитательные
-Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность,
уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий:
наличии кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО,
наглядными пособиями, раздаточными материалами, играми, (головоломки,
кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др).
Принципы и подходы к формированию Программы
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
8

- Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала
- Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих,
воспитывающих
- Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
- Принцип наглядности
- Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
- Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития.
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры. Программа
основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной
деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные,
дидактические, подвижные, театрализованные.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даѐт возможность передать детям информацию, поставить
перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов
игровой деятельности в сочетании с другими приѐмами. При использовании
игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет
характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования.
Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания
знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего
мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления
дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
9

чтобы реализовать на доске свой замысел, ребѐнок овладевает тактическим
арсеналом
шахмат,
вследствие
чего
формируется
следующий
алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчѐт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
1.
Дидактические игры и задания;
2.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
3.
Практическая игра;
4.
Теоретические занятия, шахматные игры;
5.
Шахматные турниры.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приѐмов.
Форма проведения занятий
определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и
тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске; на интерактивной
доске;
- игра; дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению
ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных
аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным
шахматистом с учѐтом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются
знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения.
Такой подход предполагает знание индивидуальности ребѐнка, с включением
сюда природных, физических и психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только
ребѐнок, но и программа его самообучения. Она может составляться и
корректироваться в ходе деятельности самого ребѐнка, который оказывается
субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и
организатором своих знаний. Обучающийся с помощью педагога может
выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает
тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения
результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Возрастные особенности детей
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
10

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всѐ чаще выстраивается с учѐтом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу
особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают
затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и
отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские
функции в совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований,
их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на
помощь тем, кто в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и
адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах,
у ребенка складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
11

детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно
добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей
среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее
достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к
своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает
здоровый образ жизни как ценность.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение
дошкольников всѐ чаще выстраивается с учѐтом интересов и потребностей своих
сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них
являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу
особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают
затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между
собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается
детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, играть то с одним, то с
другим партнѐром. Иногда у них наблюдаются и конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл.
Усложняется игровое пространство. В нем может быть несколько центров,
каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети
способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект
деятельности и поведения. Они могут давать определения некоторым моральным
понятиям (доброта, жадность и т.д.), эмоционально оценивают свои поступки в
соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить
достаточно большой объем информации (особенно у девочек), складываются
интеллектуальные предпосылки к учебной деятельности. В связи с этим дети

12

хорошо ориентируются в окружающем мире, уверенно выделяют объекты живой
и неживой природы, предметного и социального мира.
Усложняются образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности.
Рисунки приобрели более детализированный характер, обогатилась цветовая
гамма. Более явными стали различия между рисунками мальчиков и девочек.
Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки
чаще рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто
встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.,
Человека дошкольники стали изображать более детализированным и
пропорциональным. Появились пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежду дети могут украшать различными деталями.
Дети в значительной степени освоили конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа изображений
и построек. Постройки стали симметричными и пропорциональными.
Усложнилось конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут
передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
Продолжает
развиваться
внимание
дошкольников,
оно
становится
произвольными. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь (диалогическая и
монологическая). Дети начинают активно употреблять обобщающие слова,
синонимы, антонимы и т.д.
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии.
Активно развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется
двигательный опыт. Совершенствуются ходьба и бег. Дети способны
поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут
организовывать подвижные игры и соревнования со сверстниками.
Планируемые результаты
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребѐнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности. Приобретение теоретических знаний и практических навыков
в шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования). Конечным результатом обучения считается
умение сыграть по правила шахматную партию от начала до конца. Это
предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на
практике.
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год
(вводный – в сентябре, итоговый – в мае) как в форме индивидуальной беседы,
так и через решение практических задач Диагностические мероприятия
позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

13

Методика проведения педагогического мониторинга критерии
диагностики
К концу первого года обучения ребенок должны знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под
боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; - правила
хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать;
- решать элементарные шахматные задачи.
- правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры

14

№

Содержание

История шахмат. Выдающиеся шахматисты мира.
1 История зарождения шахмат.
2 Шатар.
3 Чемпионы мира.
4 Развитие шахмат в Бурятии.
Шахматная доска. Ценность фигур. Правила игры.
5 Начальное расположение фигур на доске.
6 Наименование фигур и их ценность в процессе игры.
7 Как играть фигурами и пешками.
8 Ходы и взятие фигур.
9 Взятие на проходе.
10 Практическое занятие – ходы пешкой.
11 Превращение пешки.
12 Практическое занятие – превращение пешки
13 Рокировка.
14 Практическое занятие – короткая и длинная рокировка.
Простейшие позиции.
15 Обзор часто встречающихся позиций.
16 Простейшие маты.
17 Шах.
18 Мат.
19 Патовые позиции. Ничья.
20 Практическое занятие – Шах, мат, пат.
21 Шахматная нотация.
22 Запись партии.
23 Практическое занятие по записи партии.
24 Игра с записью партии.
25 Детский мат.
26 Практическое занятие – Варианты Детского мата.
27 Мат в 2 хода, дурацкий мат.
28 Практическое занятие - Варианты Дурацкого мата.
29 Спѐртый мат.
30 Мат Легаля.
15

Общее
кол-во
часов по
Раз- те
делу ме
4
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66

Линейный мат.
Практическое занятие – Варианты линейного мата
Решение задач. Простейшие задачи на мат в 1 ход.
Личные соревнования по нахождению мата в 1 ход.
Соревнования между учениками в группе.
Соревнования между группами.
Тактические приѐ мы. Вилки, связки, ловушки.
Различные типы вилок, их использование.
Использование вилок.
Слоновые вилки.
Практическое занятие
Ладейные вилки.
Практическое занятие
Коневые вилки.
Практическое занятие
Связанная фигура.
Практическое занятие
Как использовать связанную фигуру для получения
материального перевеса.
Практическое занятие
Как и когда развязать свою фигуру.
Практическое занятие
Решение задач на связанную фигуру.
Практическое занятие
Открытый шах.
Практическое занятие
Решение задач на открытый шах.
Варианты открытого шаха.
Задачи на мат в 2 хода.
Практическое занятие по решению задач в 2 хода.
Соревнования по решению задач в 2 хода.
Задачи на мат в 3 хода.
Объявление шаха.
Практическое занятие
Защита от шаха. 3 основных правила.
Практическое занятие
Решение задач на объявление шаха.
Решение задач на защиту от шаха.
16

1
1
1
1
1
1
36
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67
68
69
70
71
72

Открытый шах.
Практическое занятие
Использование открытого шаха.
Практическое занятие
Первенство д/с по шахматам.
Блиц турнир по шахматам.

1
1
1
1
1
1
Итого:

72

ЛИТЕРАТУРА
1. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая
школа, 1994.
2. Сухин И.Г. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур,
2000.
4. Сухин И.Г. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
5. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн
полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
6. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

17


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».