Мониторинг и разработка ИОМ для воспитаников с высокими показателями по физической культуре

Республика Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Удэ
(МАДОУд/с №113 «Капитошка» г.Улан-Удэ)
670011, г. Улан-Удэ, п.Энергетик, д.15, т.(факс) 42-92-77, kapi113@mail.ru

Мониторинг и разработка ИОМ
для воспитанников с высокими показателями по физической культуре

Выполнил:
Кычакова О.Г.

Анализ работы с одаренными детьми среди воспитанников МАДОУ ДС
№113 «Капитошка» по физической культуре.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей
моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как
врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее, двигательную
одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических,
морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей
человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида двигательной
деятельности.
Для выявления двигательной одаренности используется различные диагностики
двигательной активности (тестирование, антропометрия, функциональная диагностика) и
длительная идентификация во времени и разных ситуациях).
Проявления одаренности включает любые модели поведения, в которых проявляется
взаимодействия трех основных групп черт-способностей выше среднего уровня, высокой
степени увлеченности задачей и высокого уровня креативности. Человек, у которого
проявляется совокупность этих свойств, нуждается в дополнительных возможностях и
образовательных услугах, которые обычно не предусматриваются традиционной программой
обучения. Соответственно задача педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию,
которая максимально нагружала бы ведущую способность данного ребенка — в данном
случае его спортивную активность в соответствии с дидактической парадигмой или создать
образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия
творческого потенциала, на удовлетворение потребностей данного воспитанника.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности для диагностики:
 быстрое освоение деятельности и ее выполнение;
 использование новых типов деятельности;
 проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
 устойчивость интересов;
 упорство в достижении цели;

широта интересов;
 анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах;
 наблюдение.
В условиях реализации ФГОС ДО всѐ больше возрастает актуальность и значимость
проблемы раннего выявления и развития спортивной одарѐнности. Дошкольное детство
является очень благоприятным периодом для развития спортивной одаренности.
Ежегодно диагностика физического развития детей, проводимая на занятиях
физической культурой, выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень
развития двигательных навыков и качеств. У таких детей преобладает высокий уровень
двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу
радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают
уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Что говорит о
наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности.

В начале учебного года была организована работа по выявлению одаренных детей при
проведении занятий по физической культуре.
Данная цель достигалась анализом выполнения нормативов базовых физических
упражнений, а так же анализ участия в соревнованиях при проведений спортивных
праздников (День защитника отечества, День победы в Великой Отечественной войне, Неделя
здоровья).
- За учебный год отлично реализовали себя в физической культуре следующие
воспитанники:
- А1– 23 группа
- А2 – 30 группа
- А3 – 20 группа
Свои определенные качества и навыки, вышеуказанные воспитанники в полной мере
реализовали при проведении спортивных мероприятий.
А1 – показывает высокие результаты при выполнении базовых физических
упражнений, а так же быстро понимает правильную технику выполнения сложных
упражнений, таких как спортивная ходьба, прыжки в длину, метание набивного мяча.
А2 – показывает высокие результаты на занятиях спортивно-оздоровительной
программы «Маугли», при выполнении упражнений на гибкость, легко садится на шпагат,
отлично выполняет упражнение «Мостик».
А3 – показывает высокие результаты на занятиях спортивно-оздоровительной
программы «Маугли», при выполнении упражнений, на силу и выносливость, отлично
выполняет упражнения отжимания от пола, вис на перекладине, поднимание туловища.
Данные воспитанники посещают занятия спортивно-оздоровительной программы
«Маугли», где могут реализовать свои возможности.
Педагог-психолог подбирает игры для
эмоционально-волевой сферы (Приложение 1).

развития

познавательных

процессов

и

С родителями данных детей проведены беседы, даны рекомендации по активному
развитию выявленных качеств и навыков в спортивных секциях.
Работа с одаренными детьми в вышеуказанном направлении носит активный,
непрерывный и целеустремленный характер. (Приложение 2).
Обобщая все выше сказанное можно сказать, что подбирая или разрабатывая
образовательную технологию в работе с детьми, мы ориентируемся на специфику
контингента воспитанников — повышенная готовность к обучению (легко осваивают
упражнения повышенной трудности), наличие одаренности к определенному виду спорта
(футбол, волейбол и т.д.), определяем, какие цели и задачи являются приоритетными:
обучающие, развивающие, обучающе-развивающие, развитие уже явно выраженных
способностей или, напротив, недостаточно выраженных. Определить принципы обучения
(дифференциация, предельной трудности, сочетание индивидуальных и групповых форм
обучения), определить методы обучения (игровые, соревновательные, обучающие,
развивающие).

Приложение 1
Психогимнастические этюды для развития познавательных процессов и
эмоционально-волевой сферы для спортивно-одаренных детей
Педагог-психолог подбирает игры, упражнения, инструктор по физической культуре, в
свою очередь, проводит их на занятиях, учитывая рекомендации педагога-психолога.
Подбор игр и упражнений осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Развитие познавательной сферы на занятиях осуществляется через использование
специально подобранных игр.
Это такие игры как:
«Поиск» (зрительная память, внимание),
«Слова по кругу» (слуховая память, внимание),
«Кем был?», «Кем будет?» (внимание, мышление, воображение),
«Говори наоборот» (внимание, мышление),
«Мячик с путаницей» (внимание, мышление, воображение),
«Я знаю 5…» (мышление), «Арифметический мяч» (мышление, внимание),
«Дотронься до…» (внимание, восприятие цвета),
«Художник» (память, внимание, речь),
«Повторяй за мной», «Карлики и великаны»,
«Запрещѐнное движение»,
«Нос, пол, потолок»,
«Пиф-паф» (внимание) и др.

Приложение 2
Индивидуальное обследование
одаренных детей с помощью двигательных тестов
Психомоторные способности
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме
физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в детском саду.
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных и спортивных играх.
Диагностика психомоторных способностей
Методика № 1
Цель: выявление способности выполнять действия, требующие ориентировки тела в
пространстве.
Инструкция к проведению.
Ребѐнку показывают какое-либо несложное действие, а затем предлагают закрыть глаза
и воспроизвести его. Вслед за этим даѐтся задание более сложное. Все упражнения ребѐнок
выполняет с закрытыми глазами.
Упражнения: 1.Соединить руки за спиной (за головой), соприкоснувшись указательными
пальцами.
2.Ноги врозь - руки в стороны; наклон к правой ноге - хлопок руками между ногами;
наклон к левой, хлопок руками между ногами.
3.Вращение руками в противоположных направлениях со сменой направления вращения
(можно выполнять с открытыми глазами).
4.Выполнение с закрытыми глазами последовательности упражнении. И.п. – о.с.
Присесть - руки вперѐд; упор лѐжа, присесть - руки в стороны, встать в и.п.

Методика № 2
Цель: определение уровня развития физических качеств
1. Скоростные способности (быстрота движений) определяются по времени преодоления
отрезка 10 м на дистанции 30 м. Можно использовать и малую дистанцию (20-15 м), но длина
разбега должна быть не менее 5-6 м. Результат фиксируется с помощью секундомера.
2. Скоростно-силовые способности определяются по выполнению прыжков в длину с
места, прыжков в высоту с места и метанию набивного мяча двумя руками из-за головы (вес
мяча 1 кг).
1)Прыжок в длину с места. Ребѐнок становится у линии, касаясь еѐ носками ног. Ему
предлагают прыгнуть как можно дальше. Прыжок повторяется 2-3 раза подряд, фиксируется
минимальный результат. Для удобства измерения используется сантиметровая лента, которая
кладѐтся по направлению прыжка. При оценке результатов прыжка учитывается расстояние (с
точностью до 1 см) от линии отталкивания до места касания пятки ребѐнка в момент
приземления.
2)Прыжок в высоту с места. Ребѐнку предлагают подпрыгнуть вверх как можно выше.
Используется измерительная лента, которая крепится к поясу ребѐнка. Высота подскока
измеряется с точностью до 0,5 см.
3)Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы ребѐнок осуществляет из
положения стоя. Мяч отводит за голову как можно дальше, а затем энергичным движением
рук посылает мяч вперѐд. Высчитываетсядальность броска с точностью до 1 см.
3. Гибкость определяется по наклону туловища вперѐд.

1) Наклон туловища вперед стоя. Стоя на скамейке и не сгибая ноги в коленях, ребѐнок
должен наклониться вперѐд как можно ниже. Гибкость считается хорошей, если он дотянется
до поперечной площадки или ниже нулевой отметки.
2) Наклон туловища вперед сидя (для детей старшего возраста). Ребѐнку предлагается
взять гимнастическую палку, сесть на пол и наклониться к прямым ногам. Если он коснѐтся
палкой носков ног, то гибкость достаточная. Если гимнастическая палка при наклоне выходит
за пределы носков ног – высокий уровень гибкости.
4. Ловкость определяется с помощью тестового упражнения – челночный бег и бег
«змейкой между предметами».
1) Челночный бег (3х10м.). Проводится по прямой с двумя поворотами. На одной
стороне площадки кладѐтся два кубика, на другой ставится стул. Учитывая
психофизиологические особенности дошкольника, предлагается игровое задание: взяв один
кубик, ребѐнок бежит на другую сторону, кладѐт кубик на стул, возвращается за вторым и
также переносит его. Показателем ловкости служит время, затраченное на выполнения
задания.
2) Бег «змейкой» между предметами. Ребѐнок обегает 8 предметов (флажки, набивные
мячи, кубы и др.), расставленных с расстоянием 1м между ними. От старта до первого флажка
и от последнего до финиша - расстояние 1м. Общая дистанция – 10 м.
5. Функция равновесия. Для оценки функции равновесия используются упражнения
динамического и статического характера.
1.Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне). Ребѐнку предлагается пройти
как можно быстрее по узкой стороне гимнастической скамейки (высота 35 см, ширина 8-10
см, длина 3 м.) Качественный показатель равновесия оценивается баллами 0, 1, 2, 3… 0 – не
смог пройти, спрыгнул раньше (проверка дважды);
1 – большое количество наклонов, взмахов руками;
2 – один-два наклона, взмаха;
3 – хорошее, устойчивое движение по снаряду. Количественный показатель – время
прохождения по скамейке.
2.Стойка на одной ноге. Удержание позы, стоя на одной ноге, другая, согнутая в колене,
опирается на голень опорной ноги. Потерей равновесия считается опора на обе ноги или, если
ребѐнок начинает передвигаться, прыгать. Фиксируется время удержания позы до потери
равновесия.

Приложение 3
Тематический план дополнительной образовательной программы
1. Теоретическая подготовка.
2. Общая физическая подготовка:
- физические упражнения для развития быстроты движений;
- физические упражнения для развития скоростно - силовых способностей;
- физические упражнения для развития выносливости;
- физические упражнения для развития гибкости;
- физические упражнения для развития ловкости и меткости.
3. Техническая подготовка по легкой атлетике.
Бег 30 метров (скорость);
Челночный 3х10 м (с);
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см);
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м;
4. Техническая подготовка по гимнастике.
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту;
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);
Наклон вперед из положения сидя на полу;
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу.
5. Подвижные игры и эстафеты.
6. Выполнение тестов и нормативов ВФСК «ГТО».
7. Контрольные упражнения по общей физической подготовке.


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».