Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 113 «Капитошка» комбинированного вида г.Улан-Удэ Утверждаю Заведующий МАДОУ №113: ________ Серебрякова Л.А.. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования «Моделирование: 3d-ручка» Возраст обучающихся: 5 – 7лет Срок реализации: 2 года Педагог: Сальникова Д.С. 2022г. г. Улан-Удэ Оглавление Оглавление 2 Аннотация к программе 3 Целевой раздел 5 1.1. Пояснительная записка. 5 1.2. Цель и задачи программы. 6 1.3. Основные направления программы 6 1.4. Принципы построения программы 7 1.5. Ожидаемые результаты 7 2. Содержательный раздел 9 2.1. Организация образовательного процесса 2.2. Учебно-методическое обеспечение 9 3. Организационный раздел 10 3.1. Учебно-тематическое планирование 3.2. Учебно-методический комплекс 11 Аннотация к программе 10 9 Дополнительная образовательная программа по обучению конструированию с помощью 3d-ручки (далее программа) для детей 6-7лет составлена в соответствии с требованием ФГОС ДО, с учѐтом: Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 27.08.2015); Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему, Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Устава образовательной организации, Основной образовательной программы дополнительного образования образовательной организации. Цель программы – создание условий для комплексной подготовки детей в процессе обучения моделированию и конструированию с использованием 3d-ручки для дальнейшего обучения основам алгоритмизации, программирования и робототехники, для развития личности детей средствами прикладного и изобразительного искусства; формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей; приобретение навыков трехмерного моделирования. Обучение осуществляется практическим методом, в последовательности, от простого к сложному. Задачи программы. 1. Знакомство с прибором, с технологией 3д-моделирования. 2. Овладение детьми техникой конструирования с использованием 3д-ручки. 3. Овладение навыком создания трехмерных моделей 4. Формирование умений для ориентирования в трехмерном пространстве; 5. Развитие пространственного мышления 6. Знакомство с алгоритмами трехмерного моделирования Программа ориентирована на формирование у детей умений и навыков использования техники и материалов прикладной деятельности в процессе использования 3d-ручки. А также, на содействие развитию эстетического восприятия, пространственного мышления, привитие трудолюбия, желание создать поделку своими руками и получить от этого радость. Пространственное воображение необходимо для чтения чертежей, когда из плоских проекций требуется вообразить пространственное тело. Пространственное воображение может быть развито при помощи практических занятий. Поэтому освоение 3d-моделирования призвано способствовать приобретению обучающимися соответствующих навыков. Данная программа посвящена изучению простейших методов 3dмоделирования с помощью 3d-ручки, знакомит детей с новыми техническими средствами, технологиями. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5,5-7,5 лет, продолжительность реализации программы – 5 недель, с режимом занятий - 2 раза в неделю по 35 минут, всего 10 занятий. Курс представляет собой самостоятельный модуль, включенный в программу курса робототехники. Занятия по изобразительно-прикладной и научно-технической деятельности программы обладают комплексом положительных факторов, влияющих на общее развитие детей: развивают мелкую моторику, подготавливая к работе с деталями по курсу «Робототехника», развивают пространственное мышление, развивают навыки алгоритмизации, развивают интеллект. Содержание программы реализуется через знакомство с техниками конструирования и трехмерного моделирования с использованием 3d-ручки. Ожидаемый результат: овладение навыками и умениями работы с 3dручкой, проявление творческой активности детей, воспитание объективной самооценки, формирование позитивной мотивации к трудовой деятельности. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники и инновационных технологий обучения. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером. Направленность дополнительной образовательной программы научно – техническая. Заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, формирование у них первичных представлений 3d-моделирования, умения создавать объекты. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребѐнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаѐт нечто новое для себя и других. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, ребенок начинает экспериментировать, творить. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». Адресат программы Дети старшего дошкольного возраста 5,5 – 7,5 лет (один год до школы), обучающиеся в образовательной организации. 1.2. Цель и задачи программы. Цель программы – создание условий для комплексной подготовки детей в процессе обучения моделированию и конструированию с использованием 3d-ручки для дальнейшего обучения основам алгоритмизации, программирования и робототехники, для развития личности детей средствами прикладного и изобразительного искусства; формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей; приобретение навыков трехмерного моделирования. Задачи программы: 1. Развитие пространственного мышления; 2. Формирование умений для ориентирования в трехмерном пространстве; 3. Развитие образного и логического мышления, внимания, мелкой моторики; 4. Развитие интереса к моделированию и конструированию; 5. Применение знаний об элементарных геометрических фигурах; 6. Знакомство с прибором, с технологией 3д-моделирования; 7. Овладение навыком создания трехмерных моделей; 8. Овладение детьми техникой конструирования с использованием 3д-ручки. 1.3. Основные направления программы Программа направлена на систематизацию знаний и умений в области пространственного моделирования. Практические задания, выполняемые обучающимися, способствуют решению задач по моделированию геометрических и художественных объектов. Программа преследует цель развивать навыки использования пространственного моделирования в прикладной деятельности и использования в процессе обучения информации в графическом трехмерном виде. Для практической работы могут быть использованы как «горячие», так и «холодные» модели 3d-ручек. Выбор ручки «холодной» ручки марки CreoPop может быть обусловлен преимуществами данной модели в плане техники безопасности – отсутствие проводов и исключение опасности ожога, но с использованием светозатвердевающих чернил модели получаются более хрупкими. Вместе с тем, при использовании пластика в «горячих» ручках получаются более прочные и гибкие модели, что немаловажно при работе с детьми и при моделировании сложных объектов. Немаловажен аспект экономии при использовании расходных материалов: здесь наш голос за пластик. 1.4. Принципы построения программы принцип взаимосвязи, обучения и развития, который носит развивающий характер и способствует эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию детей; принцип интеграции, основанный на изучении разных видов народноприкладного искусства, устного народного творчества – фольклора; принцип индивидуального подхода, который основан на личностноориентированном взаимодействии. 1.5. Ожидаемые результаты Планируемые результаты – это система обобщенных личностно-ориентированных целей образования. 1. Усвоить знания о принципе работы 3d-ручки. 2. Развить пространственное мышление. 3. Уметь использовать принципы алгоритмизации. 4. Уметь изображать объемные предметы и создавать несложные объекты, используя приѐмы работы с 3d-ручкой (создание и соединение плоскостных объектов, создание объемных предметов и т. д.). 5. Самостоятельно выполнять работы в этих техниках. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у обучающихся предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими обучения по Программе. Личностные и метапредметные результаты: 1. Личностные результаты: обучающиеся научатся самостоятельно выполнять задания, воплощать свои идеи в техническом творчестве; получат мотивацию для дальнейшего обучения 3d-моделированию. 2. Метапредметные учебные действия: • обучающиеся приобретут навыков пространственного мышления; • научатся анализировать характеристики объектов, отличать двухмерные и трехмерные объекты; • изучат основ геометрии, укрепление понятий робототехники, алгоритмирования, программирования; • получат возможность научиться при дальнейшем обучении моделировать трехмерные объекты с помощью программных средств. 3. Предметные учебные действия: • Обучающиеся научатся приемам пространственного 3d-моделирования с помощью 3d-ручки, научатся самостоятельно создавать трехмерные модели реальных объектов; • Обучающиеся получат знания о принципах трехмерного моделирования для обучения на следующем этапе курса. 2. Содержательный раздел 2.1. Организация образовательного процесса Основная форма организации образовательного процесса – кружковые занятия, которые возможно выстроить таким образом, чтобы была возможность осуществлять индивидуальный подход при практической деятельности. Для обеспечения эффективности деятельности детей по техническому творчеству программа основывается на следующих основных принципах и условиях стимулирования детской активности: принцип интегральности: темы занятий совмещают различные области искусства, науки творчества; психологические условия: психологически комфортная обстановка для детей – ребенок должен ощущать свободу, безопасность и поддержку; введение в занятие должно осуществляться с организации игровой активности, в завершение необходим сюрпризный момент и положительная оценка деятельности детей. 2.2. Учебно-методическое обеспечение Формы организации занятий Основная форма организации занятий - подгрупповая. Данная форма организации занятий выбрана не случайно. Такая форма позволяет сформировать подгруппу детей, учитывая их индивидуальные особенности, интересы, симпатии, а главное, знания, умения и навыки. Программа рассчитана на 10 занятий продолжительностью 35 минут для детей старшего дошкольного возраста (5,5-7,5 лет). При условии неравномерности усвоения материала обучающимися и во избежание отставания в темпе обучения некоторых детей возможно выполнение домашнего задания по завершению моделей дома с родителями. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса В процессе реализации программы используются следующие методы и приѐмы: 1. Словесные методы: рассказ объяснение 2. Наглядные методы: метод демонстрации 3. Практические методы: упражнения (тренировочные) 4.Метод стимулирования и мотивации: формирование интереса поощрения 5.Методы контроля, самоконтроля и оценки: устный контроль самоконтроль групповая оценка 3. Организационный раздел 3.1. Учебно-тематическое планирование № Тема занятия Основы работы: 1. «Линии» 2. 3. «Контур» «Строим дом» Простое моделирование: 4. «Маскарад» Содержание занятия знакомство с 3d-ручкой, техника безопасности, принцип работы. Рисование линий. создание контурного изображения, заполнение контура моделирование объекта из плоских деталей (домик); Общее колво занятий 3 1 1 1 3 плоскостная лепка (маска ободок), добавление объемных деталей 1 5. 6. «Стрекоза» «Мультяшки» создание объемной модели из плоских частей (стрекоза) создание объемных фигур на основе (техника обматывания) Моделирование: 7. «Трехмерный мир» 8. 9. 10. создание объемных геометрических фигур (пирамида Хеопса, кубик Рубика) «Сказочный лес» создание объемных объектов (техника витков) «В мире создание сложных объемных животных» объектов (моделирование часть1 животных) 1 1 4 1 1 1 «В мире создание сложных объемных животных» объектов (моделирование часть2 животных) 1 Итого: 10 3.2. Учебно-методический комплекс Нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему; 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с изменениями от 27.08.2015); 5. Устав образовательной организации; 6. Основная образовательная программа дополнительного образования образовательного учреждения.