Программа по изобразительному искусству Цветной мир

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Цветной мир»
(изобразительная деятельность дошкольников)

Педагог
Дополнительного образования:
Трунѐва Елена Георгиевна

Улан-Удэ, 2022г.

«Творчество – один из основных источников радости.»
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы.
Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и
гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают
желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к
действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо
принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать детей, постепенно
открывая перед ними новые возможности по изобразительной деятельности.
Рисуя ,ребѐнок развивается ,успокаивается ,решает «детские» проблемы.
Занятия изобразительной деятельностью предусматривают формирование
у детей дошкольного возраста, обучение способам действия с тем или иным
художественным материалом.. Говоря об изобразительных техниках и материалах,
необходимо уточнить, что их подразделяют на традиционные и нетрадиционные.
Дети узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и
подкрашенной мыльной пеной, свечой, цветным клейстером,щѐткой и каплей и т.д.
Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя
свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными
способами и материалами сделать трудно . Достоинством таких техник является
универсальность их использования.
Непосредственно изодеятельность помогает ребятам получить информацию о
разнообразии окружающего мира, уточнить свои представления о цвете, форме и
размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Рисование способствует развитию у ребенка творческих способностей, мелкой
моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе
бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости; позволяет
обогащать и развивать внутренний мир детей, , изобразительные навыки и умения,
наблюдательность, эмоциональную отзывчивость.
В рисовании таятся богатые возможности эстетического воспитания ребѐнка. Этот
вид деятельности оказывают влияние на формирование различных сторон личности
человека в будущем. Эстетические чувства обогащают жизнь человека,
направляют и организуют его поведение. Поэтому огромное значение имеет
воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности
ребѐнка. Способность к эстетическому восприятию может быть развита, воспитана.
Самое страшное в человеке, в ребѐнке – это безразличие , равнодушие, отсутствие
интереса к явлениям и предметам. Безразличие враждебно гуманизму человека,
создающего новое, передовое человеческое общество. Гуманистическое отношение
к окружающему миру есть первичная основа эстетических чувств.

Направленность программы:
Программа разработана для учреждений дополнительного образования и
ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую
направленность, по форме проведения занятий является групповой и
индивидуально-ориентированной.
Данная программа направлена на развитие у ребѐнка эстетического и
эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и
творческих способностей. Программа способствует развитию воображения,
фантазии, чтобы ребѐнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму,
линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития
личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.
Актуальность программы
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на
программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для
развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь
широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети
живо откликаются на неѐ, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке.
Поэтому важно с самых первых лет жизни ребѐнка учить видеть красивое в
окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать
характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие;
формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, развивать
творческую способность воспринимать произведения искусства.

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
средствами традиционного и нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация
личностных потенциалов дошкольников .Воспитание творчески развитого,
раскрепощѐнного, не равнодушного к миру, инициативного ребѐнка .Формирование
нравственной и творческой личности, через познание художественной культуры
Задачи программы
Обучающие задачи :
 познакомить детей с разнообразием художественных материалов (гуашь,
пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, различные виды
бумаги и др.) и техниками работы с ними.
 формировать практические умения работы с художественными материалами и
инструментами;

 формировать начальные представления об основных видах и жанрах
изобразительного искусства;
 способствовать творческому самовыражению обучающихся
 развивать сенсорные способности восприятия (чувство цвета, формы,
композиции;
 развивать базовые композиционные умения в соответствии с возрастом.











Воспитательные задачи :
Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса)
Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи
поведения, трудолюбие и тд.

и

Развивающие задачи:
Развивать воображение, фантазию, чтобы ребѐнок мог открыть свой внутренний мир
через цвет, форму, линию.
Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.
Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к
самоутверждению через труд.
Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся

Нетрадиционные приѐмы рисования
1. Рисование по мокрому листу. Художники-акварелисты давно
используют метод « по-мокрому как один из вариантов выполнения работы
акварелью. Это придает изображению мягкость, сглаженные контуры и
причудливые смешения красок. Детям же нравится сам необычный процесс,
который может быть выполнен двумя способами. Первый. Акварельную
бумагу смачиваем кистью или тампоном, и после того как она становится
влажной- быстро наносим изображение, зачастую фон для будущего
рисунка. Таким образом очень хорошо получаются пейзажи. Если же
дополнить рисунок уже по-сухому или сделать декоративные детали
иллюстрации- получается прекрасная творческая работа. Второй способ
живописи по-мокрому делается иначе. Под наш лист акварельной буаги мы
должны поместить предварительно хорошо смоченную водой и отжатую
ткань. Лист тоже можно увлажнить. Таким образом, поверхность бумаги
будет мокрой достаточно долго, и рисунок можно выполнять уже не
торопясь. Так мы делаем натюрморты и пейзажи. .
2. Рисование на мятом листе. Рисование на мятом листе- тоже необычный
способ рисования, и как все необычное, очень нравится детской аудитории.

Само название метода говорит за себя. Отличительным нюансом такого
рисунка будет эффект неоднородности нанесения краски, так как в местах
сгиба краска ложится плотнее и ярче. Очень хороши в этом случае
получаются рисунки с изображением животных, но сюжет конечно можно
выбирать любой- эффект « на мятом листе», когда лист сначала мнется , а
потом разглаживается, получается очень интересным.
3. Кляксография. Этот способ графической работы хорошо подходит дл я
тех, кто еще не так хорошо рисует, то есть для самых маленьких учеников.
Наливаем тушь или краску на лист и предлагает детям спичкой или кистью
«размазать» кляксу так, чтобы она стала похожа на какой-нибудь образ,
например, чтобы приняла форму дерева или насекомого. Можно
предложить самостоятельно формировать форму лужицы, и
последовательно превратить ее в силуэт задуманного персонажа. Из лужицы
можно выдуть ствол и ветки дерева,причѐску,колючки,дождь,траву.
4. Рисование тушью. Тушью дети очень любят работь, так как все-таки
зачастую приходится рисовать красками, и цветом. А при работе с тушью
нужны новые навыки . Тушью в основном выполняются целиком
графические работы. Часто техника исполнения работы совмещается.
Принцип работы тушью служит дополнением к основной работе. То есть
начало работы, например фон, мы выполняем гуашью кистью или используя
монотипию, а заканчивая работу, нарисовав животных или архитектуру ,
используем тушь. Совмещение техник прививает чувство гармонии,
развивает воображение и интересно на каждом этапе.
5. Монотипия-Монотипия может выступать сама по себе как основная
техника выполнения работы- например, бабочка, ваза или сказочное
растение. Но очень часто мы пользуемся монотипией для создания части
работы, например фона ( монотипия бумага к бумаге для изображения заката
на море), или же монотипией с клеенки мы делаем фон для пейзажа.
Монотипия « делает» нам лес, кустарники, а травы и архитектуру мы делаем
уже кистью, живописно или графически. Принцип монотипии позволяет
юному художнику создавать неповторимый колорит и текстуру работы.
6. Набрызг. Набрызг- очень эффектный и удачный способ украсить,
дополнить и закончить свою работу. Будь то снег, дождь, салют или брызги
звездной пыли. Смотря для какого сюжета применяется набрызг. Для
осуществления такого маневра нужны некоторые навыки, которые
приобретаются опытным путем, стоит несколько раз попробовать, и брызги
с зубной щетки или щетинной кисти будут попадать на лист бумаги на
выбранное место, а на на рукава и лицо .
7. Процарапывание, гратаж. Граттаж- одна из ивестных техник ..
Получается очень интересный эффект, особенно если этот метод сочетается
с другими художественными элементами. Метод служить дополненем к
законченному рисунку . Процарапывание осуществляется зубочистками,
спичками или обратным концом кисточки, что совершенно безопасно даже
для маленьких детей.

8. Рисование мыльными пузырями.
9. Акварель и восковые мелки. Достаточно известный метод рисования,

совмещая мелки и акварель. Сначала наносится изображение мелками, а уже
после этого можно делать всевозможные варианты фона или заливки
деталей. Поскольку на восковый мелок акварель не ложится, создается очень
красивый эффект, сочетая в себе краски мелков и акварельные цвета.
Используя мелки плашмя, и докрашивая « пробелы» акварелью, мы
получаем эффект мерцания и перелива красок. Просто, доступно, и хороший
результат.
10. Рисование ладошками,пальчиками.

Особенностью программы является развитие творческих, изобразительных
способностей в процессе применения традиционных и нетрадиционных способах
рисования.
Форма проведения занятия : Практическое занятие.
Методы и приѐмы используемые на занятиях :
Словесный – при объяснении нового материала и самостоятельной работе ,диалог
беседа с использование поэтических и музыкальных фрагментов,обсуждение работ
детей
Наглядный – показ приемов работы с изобразительными средствами, демонстрация
слайдов и видеоматериалов, репродукций и реальных объектов; восприятие и
сравнение многообразных форм художественного воплощения (пейзажей,
портретов, натюрмортов и т.д.). рекомендуемые для занятий произведения
искусства
Практический – выполнение упражнений на моторику, дидактических упражнений
и игр, самостоятельных творческих заданий и коллективных работ.
Эвристический метод – самостоятельная творческая работа детей на основе
пройденного материала по выбору формата работы и техники исполнения.
Структурной особенностью программы является тематическое планирование
занятий. .
Темы занятий
1. Животные. Тема животных всегда была и остается актуальной для детей.
Работы выполняются в разнообразных техниках. Дополнением к работе зачастую
становятся детали пейзажа, цветы и ягоды, а иногда и домик для нашего доброго
зверя.
2. Пейзажи . Пейзажи- это масса фантазии. Передача настроения спокойствия
,тишины ,ветра,метели снега ), которые выполняются классическим способомгуашью и акварелью .Используем в работе нерадиционные техники. Занятие –

путешествие в лес к морю, в горы. Актуален коллаж, благодаря которому
получаются яркие и декоративные работы.
3. Графика, иллюстрации. Одним из интересных жанров является иллюстрация.
Так мы делаем иллюстрации к различным сказкам и книгам. Запечатлеть
полюбившиеся образы и персонажи- любимое дело всех ребят. Особенно
удачными оказываются работы, выполненные графическими материаламимелками, тушью.,фломастерами.
4. Космос. Космос-тематическая работа. К этой теме никогда не угасает интерес.
Кроме обычных рисунков, выполненных гуашью, на наших занятиях мы делаем
фактурные работы с использованием ракушечной крошки, цветного песка, и
конечно, пластилинографии и монотипии. Конечно , также работа может быть
выполнена классическим образом в технике гратаж . Одним словом вариантов для
фантазии масса
5. Натюрморты. Натюрморты выполняем из различных материалов, из
смешанных материалов. (Свеча ,мелки акварель,губка ,мятая бумага,живые
листья.)Главное- чтобы композиция и цветовое решение Радовали нас и наших
ценителей.

По программе запланировано 32 занятия (часа) ; 1 час - 30 мин. Период с 1 октября
по 30 мая

Ожидаемые результаты :
Создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием
оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его
способность трудиться, способность упорно добиваться, достигать нужного
результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может
каждый, по - настоящему желающий этого, ребенок
Должны знать:
1. названия основных и составных цветов;
2. понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник,
монотипия ,граттаж, кляксография линия, орнамент; , симметрия, асимметрия,
композиция, пятно, роспись;
3. материалы и технические приѐмы рисования;
4. названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
1. пользоваться инструментами легко уверенно: карандашами, кистью, палитрой;
2. полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
3. подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
4. владеть основными навыками использования белого, красного, жѐлтого,
синего цветов их смешением;
5. пользоваться материалами

6. Отражать в работе изменения в природе.
7. Точнее изображать предметы их характерные признаки, несложные движения.

Материалы для занятий по программе .
Для каждого ребѐнка:











Гуашь 12 цветов.
Стаканчики для воды
Кисточка толстая (№8-9),кисточка тонкая (№2-4).
Палитра.
Акварель 18 -24 цвет
Цветные карандаши 18 цветов.
Набор цветных фломастеров.
Гелевая ручка
Простой карандаш,ластик
Салфетка.

Содержание программы :
Октябрь
Подготовительная группа.
1. Поможем осени разукрасить деревья (нетрадиционное рисование).
2.

Букет. (оттиск листьями) акварель.
3.4 Ароматные, душистые ,цветные /груши яблоки сливы/Рисование аппликация
Старшая группа
1. Астры –рисование «сухой кистью» тычком.

2Летят осенние листья. ( техника акварели, цветовая растяжка) использование
шаблона
3Грибная полянка.. гриб сыроежка.
4.Осеннее дерево (берѐза)гуашь
5.Ветка рябины.

Ноябрь

Подготовительная группа
5. Совушка. Гуашь

6.Рыбка. Гуашь, акварель
7 Выдувание из трубочки .Тушь. акварель Дерево
8.Пингвины. (набрызг)
Старшая группа
6. Монотипия . Отражение в воде осенних деревьев
7. Осень загрустила( рисование качающегося дерева на ветру) мелки
8.Улитка. Акварель, свеча
9. Лев (сухая кисть).
Декабрь
Подготовительная группа
9.Зима .Дома .Контраст цветов
10.Снегурочка
11.Замок Снежной Королевы.
12.Новогодняя ветка

Старшая группа
10. Снег кружится .Метель Набрызг. Сближенные цвета.

11.Снегурочка
12.Дом Деда Мороза
13.Ёлочка нарядилась
Январь
Подготовительная группа
13.14.Зимний пейзаж (2 занятия) рисование
15..Замок Снежной Королевы (Холодные оттенки)
16..Зимние забавы. Катание на санках. Игра в снежки
Старшая группа
14.«Белая Берѐза под моим окном» .Заря
15.Морозные узоры(окошко, свеча, акварель)
16.Белые медведи. Тонирование листа, соль. Элементы аппликации
17.

Февраль
Подготовительная группа
17.18.Наш весѐлый хоровод (Ёхор) (коллективная работа)Национальный костюм.
19..Символ нового года.
20..Царевна – Лебедь .(Свеча, акварель)
Старшая группа
18,19..Рисование по сказке «Три медведя».(2 занятия)
20. Колобок- румяный бок. Образ весѐлого колобка и хитрой лисы.

21..Аленький цветочек .Декоративное рисование, акварель, фломастер

Март
Подготовительная группа
21. Цветы маме .Трафареты ,губка ,акварель,гуашь
22. Коты бывают разные (Портрет кошки . Любопытная кошка и т.д.

23.Жар птица рисование ладошками. Тѐплые оттенки, украшение.
24.Богатырь и Красавица.

Старшая группа
22. Цветы маме (свеча, трафареты)
23. Милые кошечки Рисование ватой + бархатная бумага
24.Рисуем мыльными пузырями и вырезаем .(Птичка)
25.Рисование ниточками. Цветные фантазии.
Апрель
Подготовительная группа.
25..Полетели к звѐздам .Мятая салфетка. Гуашь
26.Веточки вербы .
27.. Путешествие в горы
28.Ледоход.
Старшая группа
26..Полѐт на ракете.
27. Проталина .Подснежники. Гуашь.
28. Рисование мыльными пузырями. Слоник на прогулке.
29.Плывѐт кораблик .Рисование по сырому.

Май

Подготовительная группа
29. Море .Закат( рисование мазками)

30..«А дельфины добрые..»
31..Весна.Река.Зелѐные оттенки
32..Мотыльки .Акварель Гелевая ручка.

Старшая группа
30. Салют
31. Веточка Сакуры
32. Бабочка. Монотипия. Акварель

 Вводное занятие .Дети знакомятся с предстоящими занятиями. Материалами
,инструментами которые нужны для занятий. Техника безопасности ,гигиена
1. Цикл « Цветы и фрукты»

 Астры –рисование «сухой кистью» тычком или движением кисти по
листу..фон цветная бумага./ гуашь. Рассматривание живых цветов.
2занятия
 Цветы спят/холодная гамма/ Учимся получать оттенки используя белый,
синий цвет
2 занятия

 Солнечный цветочек /знакомимся с цветами тѐплой гаммы , Учимся
равномерно наносить краску на участке ограниченном контуром. Развивать
фантазию.,,шаблоны цветов
2занятия
 Ароматные, душистые ,цветные /груши яблоки сливы/…попарное
смешивание цветов, вырезывание составление натюрморта, приклеивание.
Учится используя основную геометрическую форму преображать еѐ в образ (Круг в
яблоко). Познакомить с понятием размер (яблоки разного размера). Помочь правильно
выполнить композицию натюрморта из яблок.
 Арбуз Великолепный! Любование красотой и гармоничностью цвета.
Рисование широкими мазками. Лист А3
9 часов
2. Осень разноцветная.







2 занятия
Осень краски разводила /Листопад ,листья в луже, листья порхают на фоне
неба/ прост. карандаш, листья, гуашь /
Рябинка. Передача характерных особенностей ,строения листьев ,ветки.
/Восковые мелки , акварель./
Грибная семейка /взрослые грибы и маленькие, разная величина шляпок
ножек.гелевые ручки карандаши цветные, акварель /
2 занятия
Золотые одежды осени/ деревья в праздничных нарядах ,колорит,
мазки,Знакомиться спонятием «пейзаж» работы художников /

 Сказка о старом добром дереве. / композиция с одним деревом на ветру под
дождѐм, в разное время суток, линия как средство выразительности ./
7часов
3. «Мы строители»

2занятия
 Домик – теремок/особенности строения избы,терема,картины ,фото /Сюжет
сказки.
2занятия
 Замок волшебников /картон торец, гуашь ,гелевая ручка/
2занятия



Домики для гномиков в грибе ,пне, старом дереве / развиваем творчество

6часов
4..Зимушка – зима

 Первый снег / Серая бумага, картон, смешиваем цвет с белилами, жѐсткая
кисть , набрызг/.изображение предметов на разных планах : дома, машины,
деревья
2занятия
 Весѐлые снеговики /снежные человечки в одежде, шапочки
шарфики,косички/Передача сюжета беседа снеговиков.Развиваем творческую
активность, самостоятельность. большой лист
 Колючая красавица. /Тонированные листы. Учимся рисовать заснеженную
ѐлочку Передача в рисунке характерных особенностей строения ели
.Закрепляем навыки работы с гуашью./
 Танец снежинок .Композиция по кругу .красивые,хрупкие снежинки
Свеча ватные палочки, набрызг, акварель. Гуашь
2 Занятия
 Ёлочная игрушка .Открытка Украшаем шар узорами. Сочетаем в рисунке
разные материалы
акварель, гуашь, фломастеры, гелевые ручки ,ватные палочки, гель блеск/Рисуем ярко. Крупно
 Морозные узоры. Рисование морозных узоров в стиле кружевоплетения.
/точка,круг завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия,прямая
линия,сетка,узелки,петля и др.Листы тонированые /
2 занятия.
 Снегурочка. Создание сказочного образа используя форму ,линию ,цвет.
Придумываем содержание рисунка. Холодные цвета, смешанные.получение
новых оттенков (сиреневый, розовый, голубой. Украшаем наряд
Снегурочки..Развиваем творческую активность, самостоятельность
2занятия.
 «Ёлка нарядилась» (выразительная нарядная ѐлка, широкий мазок яркий
фон, конфетти ,серпантин, гирлянды шары Гуашьбольшой лист
Итоговое.
Выставка работ. Период Осень – зима
12 часов

5. «Наши руки, не для скуки.»

2Занятия
 Рисование манкой « Павлин»
2занятия
 Рисование « Жар птица».Рисуем ладошками .Закрепляем тѐплые оттенки,
украшаем хвост шею,крылья завитками ,точками полосками ,цветами
Развиваем чувство ритма в узоре .контраст тѐмного и яркого.
 Рисование ниточками « Цветные фантазии»
 Рисуем трубочкой выдувание тушью из трубочки «Силуэт дерева»
 Рисуем мыльными пузырьками «Слон и шарики» (выступление в цирке,
слон на прогулке).Знакомимся с искусством выдуваниямыльных пузырей
Акварель ,карандаши, гелевая ручка,шаблоны
2 занятия
 Граттаж - Ночь .Сова
9 часов
6. «Как прекрасен этот мир»

 Море закат Учить понимать выразительные средства живописи в
изображении моря.Учить видеть красоту природы во время заката.Учимся
делат плавные переходы от светлого к тѐмному и наоборот Красочные
отблески на воде
 Ветер по морю гуляет (характер линий)Продолжать учить понимать
выразительные средства живописи в изображении моря, .Закрепить холодные
цвета
2 занятия
 Горы большой лист.Развиваем умение рисовать на всей площади листа
передний ,средний план…дополнять изображение постройками ,животными
 Холмы и луга
 Водопад
3 занятия
 Космическое путешествие, я космонавт. Рисование фона для космического
неба населяем космос планетами, ракетами ,планета в технике граттаж,
человек в скафандре. Закрепляем навыки работы гуашевыми красками : по
мере высыхания один цвет накладываем на другой. Дополнять рисунок
интересными и необходимыми деталями. Итоговое занятие

9 часов
7. «Весна красна»

 Цветы маме (губка , трафарет) Развиваем
аккуратность,творчество.Насыщение губки краской. Эмоциональный отклик
на интересный способ рисования
 Подснежники (гуашь)Разница в величине деревьев и цветов.
2 занятия
 Птичье семейство (мыльные пузыри вырезывание)аплицирование.Развитие
координации, последовательное выполнеие работы
 Веточка расцветает (Ветка яблони)Расширение представлений о живой
природе еѐ изменениях передача строения ветки ,использование всей
поверхности листа.
 Прилетели лебеди (Свеча, шаблон ,простой карандаш ,акварель)
 Вода зеркало природы. Монотипия Находить гармоничное сочетание цветов
Совершенствовать работу красками.
Выставка работ.
7 часов
8 Сказка. Равиваем творчество и впечатления
 Колобок - румяный бок .по сюжету сказки. Образ доброго колобка и
хитрой лисы. Передача характерных особенностей персонажей. Развитие
памяти, цветового восприятия, воображения.
2 занятия
 Три медведя. От настоящего медведя до сказочного, иллюстрации
Васнецова Композиция медведи на прогулке Рассматривание иллюстраций
Васнецова
2 занятия
 Петушок - золотой гребешок Показать красоту оперения птицы
2 занятия
 Богатырь и красавица .На выбор Учится изображать лицо
человека,соблюдая пропорции и положение его частей. Изображение
соответствующего костюма ,украсить.
7 часов
8. « В мире животных»


2 занятия
Кошки бывают разные Передача в рисунке « лица» кошки, окраса
,повадок.Приѐм рисования тычком .Развиваем изобразительные навыки и
умения, моторику рук.
Расширяем знания о домашних животных, прививаем любовь к ним.






Весело шагает Слон в красно – коричневых тонах
Крокодил в жѐлто зелѐных тонах
Золотая рыбка «по сырому»
Бабочки и цветы .Монотипия
Выставка работ
6 часов
Итого: 72 часа

Список литературы

1. Н.А. Горяева. «Маленький художник».Пособие для работы с детьми
.под редакцией Б.М. Неменского. Москва « Просвещение» 2011 год.
134с.
2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты:
Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд.
Центр Владос, 2003. – 176с.
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском
саду.Планирование конспекты ,методические рекомендации. Москва
2009г.
4. Каменева Е. «Какого цвета радуга» М., 1984

5. С.М. Вайнерман, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин Сенсомоторное
развитие дошкольников на занятиях по изобразительному
искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.:
Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
6. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
7. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –
М.: Просвещение, 1985.
8. Виктория Цой – Гергет « Рисуем природу» серия «Вы и ваш
ребѐнок» М.2016г.
9. О.Никологорская. «Волшебные краски».Основы художественного
ремесла.М.1997г.
10.
Мэри-Энн-Кол «Дошкольное творчество» Минск 2005г.


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».