Программа Психология творчества

Автор - составитель
Кузьминова Н.В
педагог-психолог МАДОУ №113

Улан-Удэ
2022г.
2

Пояснительная записка
Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение
познавательного развития ребѐнка. С психологической же точки зрения, специфика
развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком
знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки,
эмоционально-потребностной

сферы,

нравственных

ценностей,

смыслов

и

установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений
с другими людьми.
Направленность

программы:

Данная

программа

направлена

на

всестороннее гармоничное развития личности ребенка через развитие способности
самовыражения

и

самопознания.

Арт-терапия,

самый

продуктивный

и

незаменимый способ психологической работы с детьми.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание
программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребѐнка – уверенность
в себе, чувство защищѐнности. Новизна данной программы заключается в
использовании художественного творчества как способа психологической работы с
детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет
применять ее в дополнение к реализуемой в МАДОУ №113 программе «Тропинки».
Цели программы:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
- привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей
формированию всех психических процессов.
Основные задачи:
3

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных
особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других
людей;
- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
- учить ребенка выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие
лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Участники программы: дети 4-7 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю (20– 30 минут в зависимости от возраста
воспитанников).
Ожидаемые результаты:


позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная

картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;


развитие моторных способностей детей, через овладение ручными

многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;


снижение эмоциональной тревожности;



повышение самооценки;



развитие коммуникативных навыков;



развитие самосознания;



улучшение детско-родительских отношений;



закрепление положительных поведенческих реакций.

Данная цель реализуется через ряд задач сформированных и отражѐнных в
трех основных разделах программы:
4

1. «Я и мой мир»
- помочь ребѐнку осознать свои характерные особенности и предпочтения,
понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
- раскрыть в ребѐнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать
его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.
2. «Эмоции и чувства»
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции,
переживания;
- знакомить ребѐнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для
проявления собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального
состояния другого.
3. «Социальные навыки»
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в
отношениях с другими людьми;
- формировать коммуникативные навыки;
- учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные
ситуации в общении.

Блок 1. «Я и мой мир»
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности.
Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим
чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи
каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его
положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию
других людей и самого себя.

5

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и
происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных
интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или
иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности,
стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям
познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные.
Это

закладывает

основу

для

формирования

в

более

старшем

возрасте

толерантности (терпимости) к другим. При этом педагог учит детей тому, что
стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы
других людей.
Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и
внутренних особенностей, поэтому в старшем дошкольном возрасте важно
формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности,
семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной
деятельности ребенок может нарисовать свой собственный портрет или портрет
своей семьи.

Блок 2. Эмоции и чувства
Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений
развития

личности.

Известно,

что

детские

эмоции

характеризуются

импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности,
симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более
глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок
отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими,

6

так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети
вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в
младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально
знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать
наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но
и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть, гнев и
обида — обо всем этом и о многом другом могут рассказать позы, жесты, мимика.
Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения
собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния
других людей.
Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста
предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные
события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить
их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Соответствующие темы
предоставляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и
одиночества.
В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об
основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. Педагог обучает их не
только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по
внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может
испытывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста направлены
на дальнейшее приобщение ребенка к языку эмоций.
Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием
природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными
предпочтениями.

7

Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей,
осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости
уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт,
особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания,
связанные с объективными жизненными проблемами.
Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные
отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания.
Блок 3. Социальные навыки
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить
ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от
горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в
зрелом возрасте?
Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин
межличностных

конфликтов

и

умению

самостоятельно

их

регулировать,

предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.
Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При
этом педагог должен помочь детям понять, что делать что-то вместе не только
интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать
очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими
людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, педагог может предложить
детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении
определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр различного
содержания.
Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным
поддерживающим приемам общения со сверстниками.
Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов
структура программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный
характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса. При
8

более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три
раздела тесно связаны между собой и их содержание постоянно перекликается.
Поэтому

педагог

вправе

варьировать

программное

содержание

и

его

последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие
ребѐнка – уверенность в себе, чувство защищѐнности и жизненные успехи. Во
многом это зависит от того, как складываются отношения ребѐнка с окружающим
миром, людьми.
Принципы содержания программы:
1. Системность: в течение учебного года работа по программе проводится
систематически, в определѐнный день недели. Конкретно запланированная тема
может

не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее

обозначить

всю

гамму

спонтанно

возникающих

ситуаций

(таких

как:

дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая
ситуация).
2. Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях
ГДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают
активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира
своего ребѐнка.
3.Это реализуется через

беседы со своим ребѐнком на конкретно

предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного
характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются
достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если
возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную
деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение
тренингов.
9

4. Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы
ребѐнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечѐнности в
процессе занятий.
5. Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для
раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребѐнка.
6. Вариативность:

создание условий для самостоятельного выбора

ребѐнком материалов, способов работы, и степени активности.
Реализация программного материала рассчитана на 1 год. Планируется
проведение двух занятий в неделю с детьми во второй половине дня.
Занятия с детьми проводятся с учѐтом индивидуальных особенностей детей.
В занятия включены элементы: изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии,
сказкотерапии, песочной терапии,

игротерапии, что во многом повышает

эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения,
открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной
позиции, инициативности и независимости в суждениях,

для полноценного

развития эмоционального интеллекта.
Структура занятия
Этапы работы
Ритуал приветствия.

Комментарий
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу
группового доверия и принятия.

Разминка – воздействие на

Выполняет функцию настройки на продуктивную

эмоциональное состояние детей, уровень

групповую деятельность. Она проводится не только в начале

их активности.

занятия, но и между отдельными упражнениями.
Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального
состояния группы. Одни позволяют активизировать детей,
поднять их настроение; другие, напротив, направлены на
снятие эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия –
совокупность психотехнических

Техники направлены одновременно на развитие
познавательных процессов, формирование социальных
10

упражнений и приемов, направленных на

навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок

решение задач данного занятия

предъявления упражнений и их общее количество.

(изотерапия, игротерапия, сказкотерапия,

Последовательность предполагает чередование

музыкатерапия, песочная терапия,

деятельности, смену психофизического состояния ребенка:

проигрывание ситуаций, групповая

от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к

дискуссия).

релаксационной технике.

Рефлексия – оценка занятия
(беседы).

Две оценки: эмоциональная (понравилось – не
понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и
смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

Ритуал прощания.

По аналогии с ритуалом приветствия.

Введение и “разминка” (5минут)
Этап творческой работы (15минут)
Этап обсуждения (10минут)
*(В зависимости от возраста воспитанников)

Содержание программного материала
Краткое описание направлений.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая
работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия
опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие
рисования

в

психотерапевтических

целях.

Щадящая

методика

такой

психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в
работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В
рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по
воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия
использует данные этих исследований в практических целях для формирования
гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
11

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием
сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует
потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически
выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может
использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту
обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить
себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы
сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической
ситуации.
Музыкотерапия

–

одно

из

направлений

арт-терапии,

реализует

психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным
и

пассивным.

При

активной

музыкотерапии

консультируемый

получает

возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при
помощи

прослушивания

специально

подобранной

музыки

достигается

необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть
внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках
аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ
снятия

внутреннего

напряжения,

воплощения

его

на

бессознательно-

символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути
развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному,
подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой
уникальный образ, картину мира.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный
игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь
взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы,
затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

12

Учебно-тематический план

13

Название
темы

Цели

«Я и мой мир» -

Побуждение каждого участника
к самораскрытию через
спонтанное творчество,
проявлению отношений и
эмоциональных реакций,
обсуждению предложенных
тем, предоставлению обратной
связи, анализу групповых
ситуаций, проблем отдельных
участников.
Создание в группе атмосферы
взаимного принятия,
доброжелательности,
безопасности, взаимопомощи,
эмоциональной поддержки.

Содержание этого раздела предполагает
оказание необходимой помощи каждому
ребенку для преодоления его неуверенности в
себе, поддержку его положительной
самооценки, а также будет способствовать
лучшему пониманию других людей и самого
себя.

Формирование значимых
групповых норм
взаимодействия, развитие
ценных социальных навыков,
улучшение межличностных
отношений.

Темы настоящего раздела предполагают
обучение детей анализу причин
межличностных конфликтов и умению
самостоятельно их регулировать,
предотвращать ссору. Раздел предполагает
также обучение нормам и правилам общения.
Данный раздел призван также специально
обучить детей позитивным поддерживающим
приемам общения со сверстниками.

«Эмоции и
чувства» -

«Социальные
навыки» -

Краткое описание направлений

Содержание раздела поможет взрослым понять
эмоциональный мир детей, осознать, что
именно их тревожит и радует. Это позволит
при необходимости уделить каждому ребенку,
который испытывает эмоциональный
дискомфорт, особое внимание, помочь
преодолеть негативные, а порой и тяжелые
переживания, связанные с объективными
жизненными проблемами.
Таким образом, педагог сможет установить с
детьми более доверительные отношения, что,
несомненно, облегчит процесс воспитания.

14

Тематический план занятий с детьми разных возрастных групп по программе
«Арт-терапия в работе с детьми».
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ (6-7 лет)
Блок 1. Я и мой мир
№
п/п

Название
занятия

Содержание

Цель

1.

«Встреча со
звездочетом
»

1. Знакомство друг с другом и психолога с
группой.
2.Создание сказочной атмосферы.
3.Стимулирование творческого
самовыражения.

2.

Тест:
«Раскрась
картинку».

1.Необычное приветствие.
2.Знакомство. «На что похоже имя?».
3.Встреча со звездочетом.
4.Упражнение «Ассоциации».
5.Цветотерапия «Цвет сказки».
6.Сказка звездочета.
7.Упражнение «Герои сказок приходят на
помощь».
8.Рефлексия.
9.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Приветствие.
2.Обсуждение задания.
3.Тест.
4.Рефлексия.
1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Игротренинг.
4.Рисунок.
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Здравствуй, песок».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Изготовление сказочных атрибутов.
4.Упражнение «Ярмарка волшебных
вещей».
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Вступление.
2.Погружение в цвет.
3.Упражнение 1. «Сказка о том, как
появился разноцветный мир».
4.Упражнение 2. «Феи».
5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик».
6.Упражнение 4. «Раз-но-цвет-ный».
7.Упражнение 5. Сказка «Знаменитый
дождь в Пьомбино» (Дж. Родари).
8.Упражнение 6. «Мою руки».
9.Упражнение 7. «Конфеты».

3.

Игра
"Взгляд в
будущее"

4.

Игра –
занятие с
сухим
песком

5.

«Путешеств
ие в мир
сказки»

6.

Цветотерап
ия «Страна
Цвета»

1) желание выполнять задание взрослого
(принятие задачи для себя); 2) понимание
того, что надо делать (понимание задачи).
Развитие воображения, изобразительных
навыков, активизация мышления и речи.

Снижение психофизического напряжения.

1.Развитие творческого воображения.
2.Стимулирование творческого
самовыражения.
3.Установление доверительных
отношений в группе.

1.Расширение представления детей о
разных цветах и развитие умения их
различать.
2.Развитие слухового и зрительного
внимания.
3.Формирование вкусовых образов.
4.Формирование умения плавно и
длительно выдыхать.
5.Развитие фантазии и творческого
воображения.
6.Воспитание эстетического отношения к

Срок
реализ
ации

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь

15

7.

«Лесная
школа»

8.

Игра –
занятие с
сухим
песком

9.

«Неведомый
рай»

10.

Цветотерап
ия
«Красный
цвет»

11.

Игра –
занятие с
сухим
песком

10.Самовыражение в цвете (рисование
красками).
10.Рефлексия.
11.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Приветствие.
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Сказка «Лесная школа» (по З.
Лобановской).
4.Коллективная работа – коллаж «Гроздья
рябины».
5.Упражнение «Кто ты будешь такой?».
6.Упражнение «Продолжи сказку».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Песочный дождик».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

цвету и краскам.

1.Приветсивие.
2.Вхождеие в сказку.
3.Прослушивание аудиозаписи «Океан».
4.Ароматерапия.
5.Упражнение «Продолжи сказку».
6.Коллаж «Лебединый рай».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Вступление.
2.Погружение в цвет.
3.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они».
5.Упражнение 3. «Кто самый
внимательный».
6.Упражнение 4. «Красные пуговицы».
7.Упражнение 5. «Волшебное
превращение».
8.Упражнение 6. «Дары осени».
9.Упражнение 7. «Составление
описательного рассказа «Яблоко»».
10.Упражнение 8. «Стихотворение про
яблоко».
11. Самовыражение в цвете (Рисование
акварельными красками).
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Мы едем в гости».
4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.

1.Развитие творческого воображения и
фантазии.
2.Развитие умения направлять свой
потенциал в сферу творчества.
3.Стабилизция психических процессов,
снятие напряжения.

1.Развитие творческого воображения и
фантазии.
2.Развитие вариативности и
оригинальности мышления.
3.Развитие коммуникативных навыков.

Регуляция мышечного напряжения,
расслабление.

1.Расширение представления детей о
красном цвете, развитие способности
тонко чувствовать цвет.
2.Развитие слухового и зрительного
внимания.
3.Формирование обонятельных, вкусовых
и тактильных образов.
7.Формирование умения плавно и
длительно выдыхать.
8.Развитие фантазии и творческого
воображения.

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь

Развитие пространственных
представлений, ориентировка на
«песочном листе».

16

Блок 2. Эмоции и чувства
№
п/п
1.

Название
занятия
«Огонь и
солнце»

Содержание

Цель

1.Приветствие.
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Упражнение «Как появляется
Звездочет».
4.Цветотерапия «Магический знак».
5.Упражнение «Что будет?».
6.Танцевально-ритмическое
упражнение «Танец Огня и Солнца».
7.Упражнение «Самые солнечные».
8.Рефлексия.
9.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

1.Развитие способности видеть
ситуацию с разных сторон.
2.Развитие символических
представлений, креативности.
3.Стабилизация психических
процессов, снятие напряжения.

2.

Игра
"Придумай
инопланетян
ина"

1.Приветствие.
2.Рисунок
3.Обсуждение.

Развитие воображения, активизация
внимания, мышления и речи.

3.

Игра –
занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Песочный ветер».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Дыхательное упражнение.

4.

«Сказка о
каменном
короле»

1.Развитие творческих
способностей в изобразительной
деятельности.
2.Развитие сенсорно-перцептивной
сферы.
3.Развитие вариативности и
оригинальности мышления.

5.

Цветотерапи
я «Желтый
цвет»

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение «Как перебраться через
Огненную реку?».
4.Цветотерапия «Цветной мост».
5.Встреча с жителями Планеты камней.
(Элен Нийт. «Сказка о каменном
короле).
6.Упражнение «Камешки на берегу».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
1.Вступление.
2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».
4.Упражнение 3. «Огонек».
5.Упражнение 4. «Осень».
6.Упражнение 5. «Родственные слова».
7.Упражнение 6. «Желтые листья».
8. Упражнение 7. «Ветерок».
9.Упражнение 8. «Бал осенних
листьев».
10.Самовыражение в цвете (рисование с
элементами аппликации).

Срок
реализа
ции

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

1.Расширение представления детей
о желтом цвете, развитие
способности тонко чувствовать
цвет.
2.Развитие слухового внимания.
3.Развитие зрительного внимания.
4.Развитие мелкой моторики рук и
двигательной координации,
расслабление рук.
5.Воспитание умения выполнять
движения под музыку, чувствовать
ритм и темп данной мелодии.
17

6.

«Легенда о
камне»

7.

Психокоррек
ционные
сказки

8.

«Разговор
деревьев»

9.

Игра –
занятие с
сухим песком

10.

Игра –
занятие с
сухим песком

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение «Разговор с камнем».
4.Упражнение «На что похоже?».
5.Рассказ «Легенда о камне» (по А.
Глебову)
6.Упражнение «Чтобы вы увидели, если
бы смогли взлететь, как птица?».
7.Упражнение «Счастливый конец».
8.Цветотерапия.
9.Рисования на камнях.
10.Рефлексия.
11.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Гармонизация эмоционального
состояния.
3.Активизация мыслительных
процессов.

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Грязнуля (сказка Грязь- грязища и Иван).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

«Замещение» неэффективного стиля
поведения ребенка на более
продуктивный, а также объяснение
ребенку смысла происходящего.

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение «Сказочный мир
деревьев».
4.Рассказ М. Пришвина «Разговор
деревьев».
5.Аромотерапия.
6.Рисование «Волшебное дерево».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Развитие сенсорной памяти.
3.Активизация мыслительных
процессов.
4.Развитие эмоциональной сферы.

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Необыкновенные следы».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игра – упражнение «Маленькие
волшебники – мы создаем мир».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Развитие тактильной
чувствительности, воображения.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Развитие и расширение
представлений ребенка об
окружающем его мире живой и
неживой природы, о рукотворном
мире человека.

Блок 3. Социальные навыки
№
п/п

Название занятия

Содержание

Цель

1.

«Четыре желания»

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение «Составление загадок».
4.Рассказ «Четыре желания» (по К.

1.Развитие коммуникативных
навыков.
2.Развитие сенсорноперцептивной сферы.

Срок
реализ
ации

18

Ушинскому).
5.Упражнение «Зимние слова».
6.Рефлексия.
7.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

3.Развитие креативности.

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игра «Песочные строители».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
пространственных
представлений, развитие
слуховой и зрительной
памяти.
1.Расгирение представлений
детей о коричневом цвете.
2.Совершенствование мелкой
моторики рук и координации
движений.
3.Развитие связной речи.
4.Стабилизация психических
процессов.

2.

Игра – занятие с
сухим песком

3.

Цветотерапия
1.Вступление.
«Коричневый цвет» 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».
4.Упражнение 3. «Коричневый запах».
5.Упражнение 4. «Грибы».
6.Упражнение 5. «Грибы».
7.Упражнение 6. Сказка «Лесные
силачи».
8. Самовыражение в цвете
(Аппликация из обрезков коричневой
бумаги).
«Чего на свете не
1.Приветствие.
бывает?»
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Упражнение «Лабиринт».
4.Упражнение «Кто-то в городе
живет».
5. Упражнение «Фантазеры».
6.Упражнение «Необыкновенный
город».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
Домашнее задание.
«Музыкальная
1.Приветствие.
шкатулка»
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Упражнение «Музыкальная
шкатулка».
4.Цветотерапия «Волшебный цвет
музыки».
5.Упражнение «Рисуем музыку».
6.Рефлексия.

4.

5.

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Стимулирование
творческого самовыражения.
3.Развитие коммуникативных
навыков.

М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Гармонизация
эмоционального состояния.
3.Развитие сенсорноперцептивной сферы.

6.

Игра – занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Узоры на песке».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
установление
закономерностей.

7.

«В гостях у ВиниПуха»

1.Приветствие.
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Сказка «Винни-Пух и все-все-все (А.

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Развитие умения свободно и
19

Милн, пер. Б. Заходера).
4.Упражнение «Волшебная чашка».
5.Упражнение «Плюшевые мишки».
6.Решение проблемных ситуаций.
7.Упражнение «Буки и Бяки».
8.Танцевально-ритмическое
упражнение «Танец Бук и Бяк».
9.Рисование «Слонопотам».
10.Рефлексия.
11.Ритуал прощания.
Домашнее задание.

ясно выражать свои мысли.
3.Развитие сенсорной памяти.

8.

Игра – занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игра «Кто к нам приходил?».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Развитие зрительного и
тактильного восприятия.

9.

Цветотерапия
«Зеленый цвет»

1.Вступление.
2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
3.Упражнение 2. «Положи и скажи».
4.Упражнение 3. «Зеленая змейка».
5.Упражнение 4. «Лес».
6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели
леса».
7.Упражнение 6. «Родственные слова».
8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка»
(В. Кротов).
8. Самовыражение в цвете (Рисование
акварелью по мокрому листу).

10.

Игра "Двое с одним
мелком"

1.Приветствие.
2.Рисунок в парах.
3.Рефлексия.
4.Ритуал прощания.

1.Расширение представления
детей о зеленом цвете,
развитие способности тонко
чувствовать цвет.
2.Развитие диалогической
речи.
3.Развитие слухового и
зрительного внимания.
4.Развитие умения
ориентироваться в
пространстве.
5.Стабилизация психических
процессов.
Развитие сотрудничества,
налаживание
психологического климата в
группе.

11.

Игра "Неожиданные
картинки"

1.Приветствие.
2.Рисунок.
3.Рефлексия.
4.Ритуал прощания.

М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й

Показать каждому ученику,
какой вклад вносит каждый
член группы в общий рисунок.

20

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
Блок 1. Я и мой мир
№
п/п

Название
занятия

Содержание

Цель

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Знакомство с материалами.
4.Игротренинг.
5.Ритуал прощания.
1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Трусишка (сказка про Чебурашку).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Определять вместе с детьми их
предпочтения в играх и занятиях.

«Твоѐ
любимое
занятие»

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение « Какой ты?»
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Определять вместе с детьми их
предпочтения в играх и занятиях,
сравнивать с предпочтениями других
людей.

4.

Игра –
занятие с
сухим
песком

Снижение психофизического напряжения.

5.

Психокорре
кционные
сказки

6.

Цветотерап
ия «Страна
Цвета»

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Здравствуй, песок».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Хвастун (сказка Котенок-Матросенок).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Вступление.
2.Погружение в цвет.
3.Упражнение 1. «Сказка о том, как
появился разноцветный мир».
4.Упражнение 2. «Феи».
5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик».
6.Упражнение 4. «Раз-но-цвет-ный».
7.Упражнение 5. Сказка «Знаменитый
дождь в Пьомбино» (Дж. Родари).
8.Упражнение 6. «Мою руки».
9.Упражнение 7. «Конфеты».

7.

Игра –
занятие с
сухим
песком

8.

«Дом, в
котором ты
хочешь
жить»

1.

«Давайте
познакомим
ся!»

2.

Психокорре
кционные
сказки

3.

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Песочный дождик».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игротренинг.
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Срок
реализ
ации

«Замещение» неэффективного стиля
поведения ребенка на более
продуктивный, а также объяснение
ребенку смысла происходящего.

«Замещение» неэффективного стиля
поведения ребенка на более
продуктивный, а также объяснение
ребенку смысла происходящего.
1.Расширение представления детей о
разных цветах и развитие умения их
различать.
2.Развитие слухового и зрительного
внимания.
3.Формирование вкусовых образов.
4.Формирование умения плавно и
длительно выдыхать.
5.Развитие фантазии и творческого
воображения.
6.Воспитание эстетического отношения к
цвету и краскам.
Регуляция мышечного напряжения,
расслабление.

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
Н
О
Я
Б
Р
Ь

Определять вместе с детьми их
предпочтения по отношению к
предметам обстановки и быта.

21

9.

Игра –
занятие с
сухим
песком

10.

Игра –
занятие с
сухим
песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Мы едем в гости».
4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Мы едем в гости».
4.Упражнение «Отпечатки»
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.

Развитие пространственных
представлений, ориентировка на
«песочном листе».

Развитие пространственных
представлений, ориентировка на
«песочном листе».

Блок 2. Эмоции и чувства
№
п/п
1.

Название
занятия
«Погода и
настроение»

Содержание

Цель

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Беседа
4.Сказкотерапия.
4.Рассматривание картинок.
5.Психогимнастические упражнения.
6.Работа с пособиями.
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.

Помочь детям осознать, какие
чувства и настроения вызывает у
них та или иная погода.

1.Расширение представления детей о
красном цвете, развитие способности
тонко чувствовать цвет.
2.Развитие слухового и зрительного
внимания.
3.Формирование обонятельных,
вкусовых и тактильных образов.
4.Формирование умения плавно и
длительно выдыхать.
5.Развитие фантазии и творческого
воображения.
6.Формирование обонятельных,
вкусовых и тактильных образов.
Дыхательное упражнение.

2.

Цветотерапия
«Красный
цвет»

1.Вступление.
2.Погружение в цвет.
3.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они».
5.Упражнение 3. «Кто самый
внимательный».
6.Упражнение 4. «Красные пуговицы».
7.Упражнение 5. «Волшебное
превращение».
8.Упражнение 6. «Дары осени».

3.

Игра –
занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Песочный ветер».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

4.

«На
природе»

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Беседа
4.Сказкотерапия.
4.Рассматривание картинок.
5.Психогимнастические упражнения.
6.Работа с пособиями.
7.Рефлексия.

Учить детей осознавать, как влияет
природа на их настроение и
чувства.

Срок
реализа
ции

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

22

5.

«Маски
эмоций»

6.

Цветотерапи
я «Желтый
цвет»

7.

Цветотерапи
я
«Коричневы
й цвет»

8.

«Разговор
деревьев»

9.

Игра –
занятие с
сухим песком

10.

Игра –
занятие с
сухим песком

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Беседа.
4.Сказкотерапия.
5.Рассматривание картинок: (Добрый,
злой; Грусть, Гнев, Страх, Удивление,
Спокойствие, Радость).
5.Психогимнастические упражнения.
6.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
1.Вступление.
2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
3.Упражнение 3. «Огонек».
4.Упражнение 4. «Осень».
5.Упражнение 6. «Желтые листья».
6. Упражнение 7. «Ветерок».
7.Упражнение 8. «Бал осенних
листьев».
1.Вступление.
2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».
3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они».
4.Упражнение 3. «Коричневый запах».
5.Упражнение 4. «Грибы».
6.Упражнение 5. «Грибы».
7.Упражнение 6. Сказка «Лесные
силачи».
1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Упражнение «Сказочный мир
деревьев».
4.Рассказ М. Пришвина «Разговор
деревьев».
5.Аромотерапия.
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Необыкновенные следы».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игра – упражнение «Маленькие
волшебники – мы создаем мир».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Знакомство детей с внешними
выражениями разных
эмоциональных состояний.

1.Расширение представления детей
о желтом цвете, развитие
способности тонко чувствовать
цвет.
2.Развитие слухового внимания.
3.Развитие зрительного внимания.
4.Развитие мелкой моторики рук и
двигательной координации,
расслабление рук.
1.Расширение представлений детей
о коричневом цвете.
2.Совершенствование мелкой
моторики рук и координации
движений.
3.Развитие связной речи.
4.Стабилизация психических
процессов.
1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Развитие сенсорной памяти.
4.Развитие эмоциональной сферы.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
Я
Н
В
А
Р
Ь
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Развитие тактильной
чувствительности, воображения.

Развитие и расширение
представлений ребенка об
окружающем его мире живой и
неживой природы, о рукотворном
мире человека.

23

Блок 3. Социальные навыки
№
п/п

Название занятия

Содержание

Цель

1.

«Встреча со
звездочетом»

1.Необычное приветствие.
2.Знакомство. «На что похоже имя?».
3.Встреча со звездочетом.
4.Упражнение «Ассоциации».
5.Цветотерапия «Цвет сказки».
6.Сказка звездочета.
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.

1. Знакомство друг с другом и
психолога с группой.
2.Создание сказочной
атмосферы.
3.Стимулирование творческого
самовыражения.

2.

«Четыре желания»

1.Приветствие.
2.Вхождение в сказку.
3.Рассказ «Четыре желания» (по К.
Ушинскому).
5.Упражнение «Зимние слова».
6.Рефлексия.
7.Ритуал прощания.

1.Развитие коммуникативных
навыков.
2.Развитие сенсорноперцептивной сферы.
3.Развитие креативности.

3.

Игра – занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игра «Песочные строители».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

4.

«Как принять
гостей»

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Игротренинг.
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.

Закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
пространственных
представлений, развитие
слуховой и зрительной
памяти.
Учить детей позитивным
поддерживающим приѐмам
общения со сверстниками;
помочь им понять, в чѐм
состоит роль хозяина дома во
время приѐма гостей.

5.

«Чего на свете не
бывает?»

6.

«Музыкальная
шкатулка»

1.Приветствие.
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Упражнение «Лабиринт».
4.Упражнение «Кто-то в городе
живет».
5. Упражнение «Фантазеры».
6.Упражнение «Необыкновенный
город».
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания.
1.Приветствие.
2.Ритуал вхождения в сказку.
3.Упражнение «Музыкальная
шкатулка».
4.Цветотерапия «Волшебный цвет
музыки».
5.Рефлексия.
6.Ритуал прощания.

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Стимулирование
творческого самовыражения.
3.Развитие коммуникативных
навыков.

Срок
реализ
ации

М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й

1.Развитие творческого
воображения и фантазии.
2.Гармонизация
эмоционального состояния.
3.Развитие сенсорноперцептивной сферы.

24

7.

8.

9.

10.

Игра – занятие с
сухим песком

1.Ритуал приветствия.
2.Разминка.
3.Упражнение «Узоры на песке».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Психокоррекционные 1.Приветствие.
сказки
2.Вхождение в сказку.
3.Изгой (сказка Ежик).
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Игра – занятие с
1.Ритуал приветствия.
сухим песком
2.Разминка.
3.Игра «Кто к нам приходил?».
4.Рефлексия.
5.Ритуал прощания.
Цветотерапия
1.Вступление.
«Зеленый цвет»
2.Упражнение 1. «Ощущение цвета».

3.Упражнение 2. «Положи и скажи».
4.Упражнение 3. «Зеленая змейка».
5.Упражнение 4. «Лес».
6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели
леса».
7.Упражнение 6. «Родственные слова».
8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка»
(В. Кротов).

Закрепление знаний о
сенсорных эталонах,
установление
закономерностей.
«Замещение» неэффективного
стиля поведения ребенка на
более продуктивный, а также
объяснение ребенку смысла
происходящего.

Развитие зрительного и
тактильного восприятия.

1.Расширение представления
детей о зеленом цвете,
развитие способности тонко
чувствовать цвет.
3.Развитие слухового и
зрительного внимания.
4.Развитие умения
ориентироваться в
пространстве.
5.Стабилизация психических
процессов.

М
А
Р
Т
А
П
Р
Е
Л
Ь
М
А
Й

25

Методическое обеспечение
№
п/п

Тема
(раздел)

Формы
занятий
1.Изотерапия.

1

«Я и мой
мир»

2.Цветотерап
ия.
3.Музыкотера
пия.
4.Сказкотерап
ия.
5.Песочная
терапия.
6.Игротерапи
я.

2

«Эмоции и
чувства»

3

«Социаль
ные
навыки»

Приёмы и
методы
1.Беседа.

Дидактический
материал, техническое
оснащение

1.Занятия проходят в
отдельном, специально
2.Психогимна оборудованном помещении.
стические
2.Литературно-художественные
упражнения.
материалы: стихи, загадки,
сказки. 3.Фонотека –
3.Работа с
музыкальные произведения
пособиями.
различного жанра:
классическая, релаксационная
4.Игротренинг. музыка, детские песенки,
используемые для фона,
5.Релаксационн сопровождающего творческую
ые
деятельность детей и для
упражнения.
усиления чувствования в
игровой ситуации в
6.Проигрыван
соответствии с разработанными
ие ситуаций.
темами.
4.Комплекс дидактических,
7.Групповая
развивающих,
дискуссия.
психопрофилактических и
подвижных игр.
5.Кисти художественные.
6.Фломастеры.
7.Карандаши цветные.
8.Карандаши чѐрнографитовые.
9.Краски акварельные.
10.Гуашь.
11.Ножницы.
12.Клей канцелярский.
13.Бумага для рисования
(А1,А3,А4).
14. Бумага для черчения
(ватман) А1, А3, А4.
15. Мелки для рисования.
16.Оргсекло.
17.Подносы деревянные для
песка.
18.Песок кварцевый.
19.Картон цветной.
20.Бумага цветная.
21.Магнитофон.
22.Масла ароматические.
23.Обои.
24.Пластилин.
25.Бумага бархатная.
26.Кукольный театр.
27.Глина.
28.Сценические костюмы
детские.

Формы
подведения
итогов
1. Общий
просмотр и
обсуждение
выполненных
работ.
2. Выставки
лучших
работ.

26

Список литературы:
1. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
3. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб.
«Речь», 2006 г.
4. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь,
2006г.
5. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.:
Когито - Центр, 2007.
6. Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.
7. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для
детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
8. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий»,
Спб, Речь, 2008г.
9. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь»,
2008г.
10. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.
11. Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г.
12. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб, «Питер», 2001г.

27


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».