Программа формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья
взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов
оздоровления подрастающего поколения в МДОУ. Она определяет основные направления,
задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Содержание программы
рассчитано на детей 2-7 лет.
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное
физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем,
отражающим биологические характеристики ребенка, условия воспитания, образования детей,
их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб
охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам
здоровья.
Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего
здоровье ребѐнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.
В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьѐй, обеспечивает
восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на
протяжении последующей жизни. Именно в этот период идѐт интенсивное развитие органов и
становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать
у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность
в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия
ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским
мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих
полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении.
Это:

профессионализм педагогических кадров;

соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научнометодологических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих
развитию и укреплению здоровья воспитанников;

целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей в
нашем ДОУ была создана программа "Формирования здорового и безопасного образа жизни
воспитанников».
Цель программы - сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей,
педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи:
 Разработать алгоритм деятельности участников образовательного процесса дошкольного
учреждения, ориентированной на соблюдение здорового и безопасного образа жизни.

Обеспечить условия для сохранения, укрепления физического и психического
здоровья детей в соответствии с их возрастными особенностями.

Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на
формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.

Изучить и внедрить в практику ДОУ современные технологии обучения здоровому
образу жизни, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей путем развития
2

здоровьесберегающих умений и навыков, формирования привычки думать и заботиться о своѐм
здоровье.

Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду для
обеспечения двигательной активности ребѐнка.

Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования
ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с
родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического
воспитания и оздоровления детей.

Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих
основных принципах здоровьесберегающих технологий:
Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в
непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и
медицинских работников ДОУ.
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний,
умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по
сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате
многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что
главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные
особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и
навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в
результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием
активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности,
инициативы и творчества.
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в
процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности
детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.
Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен
на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения
возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата
оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Схема 1
Таблица 1
№
п/п

Основные направления реализации программы
направление
задачи
3

- укреплять здоровье детей и обогащать их двигательный
опыт с учетом индивидуальных возможностей и
способностей;
- формировать у детей осознанное отношение к своему
здоровью, учить их понимать значение и преимущество
хорошего самочувствия;
- удовлетворять потребность детей в движении;
- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и
осуществлять
контроль
за
их
неукоснительным
выполнением;
- формировать у детей потребность к занятиям физической
культурой и эмоционально-положительное отношение ко
всем видам двигательной активности;
- целенаправленно развивать физические качества;
- формировать умение сохранять правильную осанку;
- воспитывать чувство уверенности в себе.
2
Работа
- изучать научные исследования в области охраны здоровья
с педагогами
детей, здоровьесберегающих технологий, экологического
образования, формирования потребности в здоровом образе
жизни;
- внедрять современные инновации в области физического
развития детей; образовательные программы и технологии
обучения и воспитания с учетом функциональных и
возрастных особенностей детей;
- неукоснительно соблюдать
гигиенические требования к
организации жизнедеятельности детей в условиях МБДОУ;
- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и
охраны здоровья детей;
- организовывать спортивно-оздоровительную работу,
дифференцированную в зависимости от физических и
психоэмоциональных особенностей ребенка.
3
Работа
с - формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков
родителями
здорового образа жизни у членов семьи,
- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье,
способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной
организации оздоровительной деятельности в семье;
- активизировать родительский
интерес, творчество,
самостоятельный поиск способов решения проблем в области
здоровья;
- оказывать адресную помощь родителям в вопросах
сохранения и укрепления здоровья;
- изучать, обобщать и распространять положительный опыт
семейного воспитания;
- создать установку на совместную работу с целью решения
всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;
- валеологическое просвещение родителей в создании
экологической и психологической среды в семье.
Ожидаемые результаты:
1.Внедрение научно-методологических подходов к организации работы по сохранению
здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в
МАДОУ№113 «Капитошка» и семье.
1

Работа с детьми

4

2.Формирование у дошкольников основ валеологического сознания, потребности
заботиться о своѐм здоровье.
3.Обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей
детей.
4.Повышения уровня адаптации к современным условиям жизни.
5.Улучшение соматических показателей здоровья дошкольников, снижения уровня
заболевания.
6.Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через осознание своих
возможностей и способностей.
7.Позитивное влияние образа жизни на состояние здоровья.
8. Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса.
9.Овладение элементарными навыками оздоровления: самомассаж, закаливающие
процедуры, уход за полостью рта.
Аспекты отслеживания:
- заболеваемость ОРЗ, ОРВИ – статистический учет по результатам годовых
отчетов
ДОУ по посещаемости и причин отсутствия детей;
- общее физическое развитие детей;
-оценка уровня адаптации детей к ДОУ (психолого-педагогическое отслеживание);
- оценка личностных психофизических особенностей ребенка;
- оценка уровня знаний, умений, навыков ребенка.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
 «Образовательная программа ДОУ»
 Устав МДОУ «Детский сад № 30»;
 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утверждѐнных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15.05.2013 № 26.
Для реализации задач, намеченных программой в ДОУ, созданы следующие условия:
Таблица 2
 имеется зал для физкультурных занятий, который оборудован
Объекты
для
необходимым инвентарѐм: несколько гимнастических скамеек,
физической
спортивные маты, гимнастические стенки, наклонные доски,
культуры
ребристые доски, массажные коврики для профилактики
плоскостопия, массажѐры для стоп в т. ч. из нестандартного
оборудования для «игровых дорожек», имеются в наличии
мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, волейбольная сетка,
баскетбольные кольца, скакалки, кегли и тренажеры,
теннисные столы, мячи- Фитбол, тоннели . Всѐ это позволяет
включить в работу большую группу детей, что обеспечивает
высокую моторную плотность на занятии.
спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена
необходимым инвентарѐм, оборудованием для спортивных игр
и упражнений: «ямой» для прыжков в длину, бревном и. д.
Помещения
для Логопедический кабинет
Стол для педагога, стол для занятий с детьми, зеркало, шкаф для
проведения
развивающей
и хранения методических пособий.
Обследование: альбом для логопеда, дидактический материал по
коррекционной
работы,
его обследованию речи детей (звуковая сторона, грамматический строй),
сборники тестов.
оснащение


5

Групповые
помещения

Развитие мелкой моторики: мозаики, пазлы, счетные палочки,
конструкторы, дидактические игры.
Развитие артикуляционной моторики: наборы картинок, пособия для
целенаправленного выдоха,. дидактические игры.
Подготовка, автоматизация, дифференциация звуков: логопедические
зонды, практические пособия для логопедов, стихи для развития речи,
дидактические игры и упражнения.
В каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные
уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под
наблюдением педагогов.
Закаливающие процедуры: закаливание проводится на фоне
различной двигательной активности детей на физкультурных
занятиях, других режимных моментах.

Схема 2
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий в МАДОУ № 113
«Капитошка»
№
Содержание
п/п
Оптимизация режима
Организация жизни
детей
в
адаптационный
период,
создание
комфортного
режима.
Определение
оптимальной
нагрузки
на
ребенка, с учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей.
Организация
двигательного режима
Физкультурные
занятия
Корригирующая
гимнастика
после
дневного сна
Прогулки
с
включением
подвижных игровых
упражнений
Музыкальные
занятия

Возраст
детей

Периодичность
выполнения

Ответственные

Время

2-7 лет

Ежедневно

Воспитатели,
педагогпсихолог,
м/сестра

В течение
года

Педагогпсихолог,
старший
воспитатель

В течение
года

Инструктор по
ФК
Воспитатели,
контроль
медработника
Воспитатели

В течение
года
В течение
года

Музыкальный
работник,

В течение
года

2-7 лет

2-7 лет

2 раза в неделю

2-7 лет

Ежедневно

2-7 лет

Ежедневно

2-7 лет

2 раза в неделю

В течение
года

6

Спортивный досуг

3-7 лет

Пальчиковая
гимнастика

2-7 лет

Занятия
здоровому
жизни

по 3-7 лет
образу

воспитатель
Инструктор по
ФВ,
воспитатели
3-4 раза в день
Воспитатель,
учительлогопед
Один
раз
в Воспитатели
неделю,
в
режимных
процессах, как
часть и целое
занятие
по
познанию,
начиная
со
второй младшей
группы
Ежедневно
Инструктор по
перед завтраком ФВ
Воспитатели,
старший
воспитатель
По плану

В течение
года
В течение
года
В течение
года

Утренняя
гимнастика

2-7 лет

Динамические
Паузы

3-7 лет

Во
время Воспитатель
занятий 2-5 мин
по
мере
утомляемости
детей, начиная
со
второй
младшей группы

2-7 лет

Ежедневно
Воспитатели,
несколько раз в специалисты
день
Педагогпсихолог

В течение
года

2-3года
4-7 лет

2 раза в неделю

Педагогпсихолог

В течение
года

3-7 лет

3-4 раза в день

Воспитатели,

2-7 лет

2-3 раза в день Воспитатели,
во
время
утренней
зарядки,
на
прогулке, после

В течение
года
В течение
года

Охрана
психического
здоровья
Использование
приемов
релаксации: минуты
тишины,
музыкальные паузы
-Сенсорная комната.
-Увлекательные
занятия
«Психология
творчества»
Профилактика
заболеваемости
Массаж
«волшебные точки»
Дыхательная
гимнастика
в
игровой форме

С июня по
сентябрь
на улице, с
октября по
май
в
помещении
В течение
года

7

сна
Закаливание, с учетом
состояния
здоровья
ребенка
Воздушные ванны 2-7 лет
(облегченная
одежда,
одежда
соответствует
сезону года)
Прогулки
на 2-7 лет
воздухе
Хождение босиком 3-7 лет
по солевой дорожке
Обширное
умывание

2-7 лет

Водный душ для ног 2-7 лет
Занятия в бассейне

4-7 лет

Игровой
час 2-7 лет
(бодрящая
гимнастика)
Лечебно
–
оздоровительная работа
Витаминизация:
2-7 лет
включение фруктов,
соков и витамина С
Организация питания
сбалансированное
питание
в 1,5-7 лет
соответствии
с
действующими
натуральными
нормами

Ежедневно

Воспитатели

В течение
года

Ежедневно

Воспитатели

В течение
года
В течение
года

Ежедневно,
Воспитатели
после дневного
сна
Ежедневно,
Воспитатели
после дневного
сна
После прогулки Воспитатели,
младшие
воспитатели
2раза в неделю
Инструктор по
ФВ
После сна в Воспитатели
группе каждый
день

В течение
года
Июнь
август

–

В течение
года
В течение
года

Ежедневно

Диетсестра

В течение
года

Ежедневно

Диетсестра
Шеф-повар

В течение
года

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Программа рекомендуется для работы с детьми всех возрастных групп детского сада и
включает в себя следующие направления:
8

I. Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового и безопасного
образа жизни в образовательном учреждении.
II. Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у дошкольников.
III. Познавательная деятельность.
IV. Организация здорового ритма и двигательной активности.
V. Медицинское обеспечение оздоровительной работы.
VI. Закаливание детей.
VII. Работа с родителями.
VIII. Работа с коллективом.
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Модель организации здоровьесберегающего процесса
1. Оценка состояния здоровья детей:
- показатели здоровья;
- показатели физического развития;
2. Формирование основ здорового образа жизни:
- валеологизация образования;
- формирование основ безопасной жизнедеятельности;
- привитие культурно-гигиенических навыков;
- организация оптимального двигательного режима.
3. Взаимодействие с семьѐй.
4. Оздоровление детей:
- проведение лечебно-профилактических мероприятий;
- проведение оздоровительных мероприятий.
5. Организация деятельности детей:
- оптимизация режима дня;
- организация гигиенического режима;
- охрана психического здоровья;
- организация питания;
- создание безопасной среды жизнедеятельности.
6. Работа с персоналом:
- обучение персонала;
- организация контроля;
- организация санитарно-эпидемических мероприятий.
1.2 Комплексная стратегия оздоровления детей
1. Оптимизация режима дня:
 определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка;
 организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима;
 организация гибкого режима дня.
2. Организация гигиенического режима:
· режим проветривания помещений;
· режим кварцевания;
· обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
· обеспечение чистоты среды;
· смена и маркировка постельного белья;
· мытье игрушек.
3. Охрана психического здоровья:
· использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы;
· обучение играм и упражнениям на развитие эмоциональной сферы;
· организация безопасной, комфортной среды;
9

·определение эмоционального состояния каждого ребенка.
4. Организация питания:
- сбалансированность и разнообразие рациона;
- соблюдение технологии при кулинарной обработке продуктов и приготовлении блюд;
- обеспечение санитарно - гигиенической безопасности питания;
- качество продуктов питания и приготовленных блюд;
- соблюдение сроков реализации скоропортящихся продуктов;
- витаминизация 3-го блюда;
- введение овощей и фруктов, зелени, соков в ежедневный рацион;
- соблюдение питьевого режима.
5. Создание безопасной среды жизнедеятельности ребенка в ДОУ:
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- соблюдение правил пожарной безопасности;
- подбор мебели с учетом антропометрических данных;
- подготовка участка для правильной и безопасной прогулки;
- качество проведения утреннего приема, своевременная изоляция больного ребенка.
1.3 Оценка состояния здоровья детей
Показатели здоровья:
- общая заболеваемость;
- заболеваемость детей в днях на одного ребенка;
- количество часто болеющих детей, в процентах;
- количество детей с хроническими заболеваниями, в процентах;
- результаты диспансерного осмотра детей врачами (в подготовительной группе);
-соотношение групп физического
развития по состоянию здоровья детей
для
организации занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная);
- количество детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях;
- индекс здоровья.
Показатели физического развития:
- уровень физического развития (антропометрические данные);
- уровень физической подготовленности.
Физическое развитие детей в ДОУ осуществляется инструктором по физическому
воспитанию по программе «Тропинка»- под редакцией В.Т.Кудрявцева
Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка –под редакцией
Ю.В.Карповой
Таблица 3
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ
Критерии

Содержание критерия

1. Развитие интереса к различным видам 1. Наличие знаний о различных видах
спорта
спорта.
1.2 Реализация себя в движениях через
познание собственных возможностей и
способностей.
1.3 Проявление личной
заинтересованности в совершенствовании
своих результатов
1.4 Сформированность потребности в
двигательной активности.
10

2.
Осознание
необходимости
здоровый образ жизни

вести 2.1 Сформированность представлений о
ЗОЖ.
2.2 Наличие устойчивой мотивации и
потребности в сохранении своего здоровья
и здоровья окружающих.
2.3
Овладение
ребѐнком
системы
культурно-гигиенических
знаний
об
организме человека.
3. Развитие навыков здорового образа 3.1. Устойчивость навыков владения
жизни
своим телом с целью сохранения здоровья
3.2. Овладение навыками элементарного
массажа, правильного дыхания.
3.3. Сформированность потребности в
двигательной активности
4. Формирование и развитие навыков основ 4.1 Развитие способности по переносу
безопасности жизнедеятельности
знаний на конкретные ситуации.
4.2 Устойчивость навыков владения своим
телом в экстремальных ситуациях.
4.3
Сформированность
правильного
поведения в нестандартных ситуациях.
III. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Таблица 4
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

тема

Цели

«Давайте познакомимся»

Организовать работу группы, научить вступать в контакт и
общаться друг с другом, создать обстановку доверия и
эмоционального комфорта.

«Как устроен человек»
«Хорошо, что мы разные»
«Моя семья»
«Палка, палка, огуречик –
получился человечек»
«Глазки – подсказки»
«Нюх-нюх»
Дыхательная гимнастика
«Любимый носик»

Формировать представления детей о строении человека, его
основных системах органах, что отличает современного человека
от животного.
Формировать представления о различиях между полами, развивать
чувство сплочѐнности, единства, учить действовать согласованно.
Выяснить представления детей о семье (своѐ имя, имя родителей,
профессии),
Формировать представления о своѐм теле, правильной осанке,
развивать
речевые,
исследовательские
навыки,
научить
устанавливать эмоциональный контакт.
Выяснить представления детей о глазах, их значении, познакомить
с «защитниками» глаз, выучить элементы гимнастики для глаз.
Выяснить и углубить знания детей о носе, для чего служит нос,
познакомить детей с миром запахов, научить различать различные
запахи.
Познакомить детей с элементами дыхательной гимнастики,
развивать чувство единства, умение действовать слаженно, учить
работать в группе.
11

«Мой ротик»
«Человек в мире звуков»
«Что я могу делать руками и
ногами?»
«Живой моторчик внутри
меня»
«В гостях у Мойдодыра»

«Зачем мы едим?»

«Как вести себя за столом»
«Зачем мы спим?»
«Если хочешь быть здоров –
закаляйся»
«Зимние игры на свежем
воздухе»

«Моѐ настроение»
«Вежливость на каждый день»

«Уроки доброты»

«Привычки: полезные и
вредные»

Познакомить детей со строением рта, зубов, со значением зубов в
жизни человека, объяснить причины болезни зубов, продолжать
знакомить с гигиеническими процедурами (чистка зубов).
Познакомить детей со значением ушей, слуха в жизни людей,
развивать слуховое внимание и фразовую речь, формировать
умение определять направленность звука.
Закреплять знания детей о частях тела, развивать навыки
коллективной работы, учить элементам самомассажа, упражнять в
умении быть ловким и быстрым, познакомить с понятиями
ловкость рук, быстрота ног.
Познакомить детей с сердцем, почему оно стучит, для чего сердце
человеку.
Познакомить детей с понятием «гигиена», выяснить знания детей о
значении мыла, мочалки и полотенца, продолжать знакомить с
понятием «здоровый образ жизни», формировать положительное
отношение к гигиеническим процедурам.
Рассказать о продуктах питания и их значении для человека,
познакомить с понятием «здоровое питание», развивать
любознательность, умение выделять правила здорового питания,
воспитывать положительное отношение к своему здоровью и
здоровью окружающих, желание вести здоровый образ жизни.
Продолжать учить выделять правила здорового питания, рассказать
о значении поведения за столом для хорошего пищеварения.
Создать положительную мотивацию на режимный момент сна,
улучшить эмоциональный контакт между детьми и воспитателем,
объяснить, что надо и что не надо перед сном.
Познакомить детей с понятием «закаливание», продолжать
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание
вести здоровый образ жизни.
Продолжать знакомить детей с принципами закаливания – игры на
свежем воздухе, познакомить с играми для их возраста.
Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать
настроение другого человека, познакомить со способами
управления и регуляции своего настроения, диагностировать
эмоциональное состояние детей.
Обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с
соответствующей интонацией, закреплять умение использовать
неречевые средства (улыбка, жесты, взгляд), развивать правильное
произношение.
Продолжать учить детей правилам вежливого общения,
воспитывать интерес к окружающим, развивать чувства понимания
и сопереживания другим людям, развивать адекватную оценочную
деятельность, направленную на анализ собственного поведения и
поступков окружающих.
Продолжать формировать представления о здоровье – как одной из
главных ценностей жизни, выделить правила культурногигиенического поведения, определить и закрепить полученные
знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к
здоровому образу жизни, создать радостное настроение.
Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим
12

«Откуда берутся болезни?»
«Солнце – источник жизни на
Земле»

навыкам, усилить бережное отношение к культуре тела,
познакомить с понятием «микроб», обогатить жизненный опыт
детей.
Познакомить детей с солнцем, его значением для жизни человека и
всего живого на Земле, предложить детям простые правила для
полезного загара.

Закреплять гигиенические навыки, продолжать знакомить со
значением воды в жизни людей и животных, развивать речевое
дыхание, формировать правильную артикуляцию, тактильные
ощущения.
Практическое занятие
Познакомить детей с играми, способствующими укреплению
«Полезные игры»
здоровья, продолжать воспитывать привычку быть здоровым,
вызвать положительное эмоциональное отношение к играм.
Познакомить детей с гимнастикой под музыку, продолжать
Практическое занятие
воспитывать стремление вести здоровый образ жизни,
«Весѐлая гимнастика»
формировать умения и навыки практического владения
выразительными движениями (мимика, жесты, движение),
развивать умение действовать вместе, сплоченность группы.
Практическое занятие
Продолжать знакомить детей с пользой дыхательной гимнастики,
«Дыхательная гимнастика на
значением воздушных ванн для здоровья человека, развивать
свежем воздухе»
положительное отношение к гимнастике, чувство взаимодействия
друг с другом.
«Полезные и вредные
Познакомить детей с полезными и опасными предметами в доме
предметы дома»
(бытовые приборы, спички, острые предметы), учить правильному
поведению дома, чтобы не навредить здоровью.
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на
«Правила поведения на улице» улице, формировать понятие «Я – пешеход», «Я – пассажир»,
объяснить, что правильное поведение на улице помогает сохранить
здоровье и жизнь.
«Домашние животные и
Расширить представления детей о домашних животных и
растения»
растениях, о взаимодействии человека с природой, о пользе
природы для человека.
«Всегда и везде вечная слава
воде!»

Занятие – театрализация «Если Выяснить знания приобретѐнные детьми в процессе обучения,
хочешь быть здоров!»
повысить эмоциональный тонус детей, повысить уверенность в
себе, активность в коммуникативной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Тема
Цели
Продолжать формировать представления детей о строении
«Главное
чудо
света
- человека, его основных системах и органах, выяснить знания
человек».
детей о сходстве и различии в строении человека и животного.
Познакомить детей со скелетом, его значением для умения
«Скелет»
двигаться и прямо ходить, познакомить детей с понятием
«осанка», «позвоночник», «кость».
Познакомить детей с упражнениями, которые помогают
Практическое
занятие. формировать правильную осанку, воспитывать привычку
Гимнастика.
заботиться о своѐм здоровье, развивать знания о значении
правильной
осанки
для
здоровья,
речевые
навыки,
исследовательские навыки.
13

Продолжать знакомство детей с сердцем, как оно работает, где
внутри «живѐт»; развивать представления детей системах, помогающих
слаженной работе организма.
Продолжать знакомить детей со строением рта, строением зубов,
«В гостях у Острозуба»
их значением; развивать представления о причинах болезней
зубов, знакомить с правилами ухода за ними.
Познакомить детей со строением языка, дать элементарные
«Язычок - помощник»
представления о значении языка в ощущении вкуса пищи и
способности разговаривать.
Практическое
занятие. Продолжать знакомить детей с упражнениями, способствующими
Артикуляционная гимнастика. укреплению артикуляционного аппарата, а также упражнениями,
направленными на укрепление связок, горла, позволяющими
регулировать дыхание; развивать интерес к своему здоровью,
желание заботиться о своем здоровье.
Познакомить детей со строением глаза, показать какую роль
«Чтобы глаза видели»
зрение играет в жизни человека, рассказать об особенностях
восприятия цвета, подчеркнуть разницу между зрением человека
и животного, познакомить с понятием «зрение».
Продолжать знакомить с элементарными правилами сохранения
Практическое
занятие. здоровья глаз: правилами гигиены, гимнастикой для глаз.
Гимнастика для глаз.
Воспитывать привычку заботиться о своѐм здоровье.
Углубить представления детей о носе, его значении в восприятии
«Умный нос»
запахов. Продолжать знакомить с элементами дыхательной
гимнастики.
Познакомить детей со строением уха, развивать слуховое
внимание и фразовую речь, формировать умение определять
«Ушки на макушке»
направленность звука и его пользу для организма, продолжать
знакомить с правилами гигиены ушей.
«Кожа - главная одежда Дать элементарные представления о коже, еѐ значении для
человека»
человека; формировать
элементарные представления о
профилактике заболеваний кожи и предметах личной гигиены.
«Живой моторчик
человека»

«Руки и ноги
пригодятся»

тебе

«Умная головка»
«Приятного аппетита!»

«Сказка о микробах»
«Дружи с водой»

Продолжать формировать представления детей о частях тела,
навыки
коллективной
работы,
формировать
ещѐ развивать
представления о значении рук и ног для полноценной жизни
человека.
Познакомить детей с самым главным, важным и сложным
органом - мозгом, его значением для человека; формировать
представления о взаимосвязи органов в организме.
Рассказать детям о продуктах питания и о их значении для
человека, познакомить с понятиями «питательные вещества»,
«правильное»,
или
«здоровое
питание».
Развивать
любознательность, умение выделять правила здорового питания.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Познакомить детей с причиной возникновения болезней микробами, выяснить
и обогатить представления детей о
способах избежать болезней: гигиена, закаливание.
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами
гигиены, со значением воды для человека и животных; создать
позитивное отношение культурно-гигиеническим процедурам,
помочь организовать жизненный опыт детей.
14

Формировать элементарные представления детей о способах
Практическое занятие. «Уход ухода за волосами и ногтями, закреплять представления о
за волосами и ногтями»
значении ухода за ними не только для здоровья, но и для общения.
Продолжать формировать представления детей о Солнце как
«Солнце - источник жизни на одном из основных условий роста и развития человека, растений и
Земле»
животных.
Познакомить детей с понятием «настроение», учить понимать
«Улыбка и смех - здоровье для настроение другого человека, познакомить со способами
всех»
регуляции
и
управления
настроением;
формировать
представление об улыбке и смехе, как неотъемлемой части
здорового образа жизни.
Продолжать знакомить детей с понятием «настроение», учить
«Моѐ настроение»
понимать настроение другого человека, познакомить со
способами управления и регуляции своего настроения,
диагностировать эмоциональное состояние детей.
Познакомить детей со значением сна для здоровья человека,
«Спокойной ночи!»
объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить
занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном.
Праздник
непослушания. Познакомить детей со стихотворением, обсудить «правильность»
Чтение
стихотворения
Г. советов; выяснить последствия следования таким советам;
Остера «Вредные советы»
«исправить» вместе с детьми ошибки.
«Полезные
и
вредные
привычки в нашей жизни»

«Лечение и лекарства»

«Где живѐт «свежий воздух»

«Зелѐные
человека»

помощники

«Физкульт - ура!»
Практическое
Подвижные игры.

Практическое
Ритмическая

занятие.

занятие.
гимнастика

Продолжать формировать представления о здоровье – как одной
из главных ценностей жизни, выделить правила культурногигиенического поведения, определить и закрепить полученные
знания о полезных и вредных привычках, воспитывать интерес к
здоровому образу жизни, создать радостное настроение.
Познакомить детей с понятиями «лекарство», «лечение»;
пояснить детям, что лекарства полезны, только если их назначил
доктор, иначе ими можно отравиться и даже погибнуть;
познакомить с другими способами укрепления здоровья:
закаливание, гигиенические процедуры и т.д.
Продолжать знакомить детей с факторами, влияющими на
здоровье человека; рассказать о значении воздуха для жизни
человека. Познакомить со свойством воздуха перемещаться в
пространстве и переносить запахи и пыль; обратить внимание на
различие воздуха в городе и в лесу, за городом.
Расширять и закреплять знания детей о пользе для здоровья
растений
(деревьев,
овощей,
фруктов),
формировать
представления о значении растений для здоровья человека, об
использовании растений и их частей.
Познакомить детей с понятием «физическая культура»,
формировать представления о двигательных качествах человека, о
значении физических упражнений для здоровья.
Продолжать формировать положительное отношение к развитию
двигательных навыков, желание участвовать в подвижных играх;
подводить детей к пониманию значения движений в оздоровлении
человека.
Продолжать знакомить детей с гимнастикой под музыку,
воспитывать стремление вести здоровый образ жизни,
формировать умения и навыки практического владения
выразительными движениями (мимика, жесты, движение),
15

«Музыка и движение»

развивать умение действовать вместе, сплоченность группы.
Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни,
«Закаляйся!!!»
формировать представления о причинах простудных заболеваний,
о роли закаливания в профилактике этих заболеваний.
Формировать представления детей о факторах окружающей среды
«Город, люди, машины»
большого города, оказывающих влияние на здоровье человека
(шум, загрязнение
окружающей среды, интенсивные
транспортные потоки, большое количество людей), познакомить с
элементарными правилами поведения на улице города.
Формировать представления детей о предметах домашнего быта,
«Если ты дома один»
являющихся источниками потенциальной опасности, о правилах
безопасного поведения дома.
Закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе
Выставка детских работ «В обучения, привлечь родителей к участию в конкурсе,
стране Здоровья»
формировать заинтересованность родителей в привитии привычки
к здоровому образу жизни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тема
Цели
Формировать представление о здоровье, как одной из главных
«Что такое здоровье?»
ценностей жизни; выделить правила навыков культурногигиенического поведения; определить и закрепить полученные
знания о значении витаминов, навыков гигиены; выделить
компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь;
воспитывать интерес к здоровому образу жизни; создать
радостное настроение.
Познакомить детей с понятием «древний человек», выделить
«Какими были первобытные признаки, отличающие человека от животных; познакомить с
люди?»
особенностями восприятия окружающей действительности
первобытными людьми.
Продолжать знакомить детей со строением, ввести в словарь
«Скелет»
детей слова «скелет», «кость», «сустав»
Познакомить детей с понятием «мышцы», с их значением для
«Как стать Геркулесом?»
возможности двигаться, формировать понимание значения
двигательной деятельности в укреплении здоровья.
Познакомить детей с понятием «физическая культура»,
Практическое
занятие. формировать представления о двигательных качествах человека, о
Упражнения
для значении физических упражнений для здоровья, продолжать
формирования осанки.
знакомить с упражнениями для укрепления позвоночника и
формирования правильной осанки.
Продолжать знакомить детей с самым главным, важным и
«Кто живѐт в моей голове?»
сложным органом - мозгом, его значением для человека;
формировать представления о взаимосвязи органов в организме,
развивать представления об умственной деятельности человека.
Продолжать формировать представления об умственной
Практическое
занятие. деятельности человека, развивать владение элементарными
Решение логических задач.
мыслительными операциями (анализ, синтез, обобщение), с
помощью решения загадок, логических задач.
Продолжать формировать представления об органах чувств,
«Уши, носик и глаза помогают воспитывать привычку к здоровому образу жизни, формировать
нам всегда»
логическое мышление, активизировать представления о
16

«Кинокамера внутри нас»
Практическое
занятие.
Гимнастика для глаз.
«В стране Звуков»

«В стране Запахов»

Практическое
занятие.
Дыхательная гимнастика.
«Правила
щѐтки»

королевы

Зубной

«Природный скафандр»

«Живые реки организма»

«Правильное питание
«Клуб сладкоежек»»

«Мой режим дня»

или

доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей
определѐнных профессий.
Продолжать знакомить детей со строением глаза, показать какую
роль играет зрение в жизни человека, об особенностях
зрительного восприятия предметов и явлений.
Продолжать формировать привычку здорового образа жизни,
закреплять знание о гигиенических процедурах, способствующих
здоровью глаз; знакомить с комплексами гимнастики для глаз,
направленных на укрепление зрения.
Познакомить детей с особенностями развития слуха у животных и
человека; активизировать знания о роли слуха для ориентировки в
окружающей действительности и в овладении человеческой
речью.
Продолжать знакомить с особенностями работы носа, дать
сравнительную характеристику его работы по восприятию
запахов у животных и у человека; познакомить с понятием
«обоняние», сформулировать совместно с детьми рекомендации
по охране органа обоняния.
Продолжать формировать привычку к здоровому образу жизни,
знакомить с дыхательной гимнастикой, способствующей
правильному дыханию, укреплению дыхательного аппарата.
Формировать представления детей о значении здоровых зубов для
здоровья организма, обсудить роль зубов в переработке пищи,
закреплять представления о необходимости ухода за зубами и
полостью рта.
Познакомить детей с понятием «орган осязания», продолжать
знакомить со значением кожи для жизни человека, дать
элементарные представления о профилактике заболеваний кожи и
рекомендации по оказанию первой помощи при порезах,
царапинах.
Познакомить
детей
с
жизнедеятельностью
системы
кровообращения, дать понятие о «крови» как носителе
питательных веществ в организме, о еѐ значении для жизни и
здоровья человека.
Формирование знаний у детей о полезной и не полезной пище,
систематизировать
представления
детей
о
работе
пищеварительного тракта, развивать здоровые принципы питания,
создать оптимистическое настроение обстановку доверия в
группе, составить вместе с детьми несколько правил правильного
питания.
Познакомить детей с понятием «режим дня», развивать
понимание важности режима дня для здоровья человека.

Познакомить детей со значением сна для здоровья человека,
«Самый сладкий дедушка объяснить, что о сне и отдыхе тоже надо заботиться; определить
Сон»
занятия, которыми следует или не следует заниматься перед сном.
Уточнить представления детей о здоровье и болезненном
«Сказка о микробах» откуда состоянии человека; раскрыть причину некоторых заболеваний,
берутся болезни
вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил,
формировать представления о значении гигиенических процедур
для здоровья.
17

Закреплять знания о частях тела, предложить детям несколько
Практическое занятие «Уход правил ухода за руками и ногами: гигиенические процедуры,
за руками и ногами»
упражнения для укрепления; развивать навыки коллективной
работы, упражнять в умении быть ловким и быстрым.
Продолжать знакомить детей со значением воды для жизни
«Вода - для хвори беда»
человека, о еѐ свойстве растворять различные вещества; обратить
внимание на необходимость употребления чистой воды;
закреплять гигиенические навыки, речевое дыхание, стремление к
здоровому образу жизни.
Продолжать формировать представления детей о Солнце как
«Солнце - друг или враг?»
одном из основных условий роста и развития человека, растений и
животных, познакомить с некоторыми свойствами солнечных
лучей, которые неблаготворно влияют на организм; с мерами
предосторожности нахождения на солнце.
Формировать у детей представления о значении для здоровья
«Мы - туристы»
человека места прогулки, о необходимости организации
двигательной деятельности
Формировать у детей представления о сходстве и различиях
«Какой я, какие другие?»
людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.;
расширять и закреплять представления о родственниках.
Познакомить детей с понятием «настроение», «чувства», учить
«Мои
чувства.
Моѐ понимать настроение других людей, познакомить со способами
настроение»
регуляции и управления настроением, диагностировать
эмоциональное состояние детей.
Выяснить представления детей о добрых и злых людях,
«Добро и здоровье»
поступках; учить объективно оценивать своѐ поведение и
поведение других; сформировать представления о добре как
неотъемлемой части здорового образа жизни.
Закреплять представления детей о здоровом образе жизни,
Выставка плакатов « здоровый привлечь родителей к совместной с детьми деятельности,
образ жизни»
формировать заинтересованность детей в привитии привычки к
здоровому образу жизни.
Закреплять представления детей о компонентах составляющих
«Мой «цветок здоровья»»
здоровый образ жизни, вместе с детьми раскрыть их содержание;
обсудить пословицы и поговорки о здоровье.
Продолжать формировать представления детей о предметах
«Один дома»
домашнего быта, являющихся источниками потенциальной
опасности, о правилах безопасного поведения дома.
Закреплять представления детей о значении транспорта для жизни
«Я - пешеход и пассажир»
большого города; формировать представления о безопасном для
здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте.
Закреплять представления детей о здоровом образе жизни,
Открытый День здоровья.
развивать стремление поделиться своими знаниями с другими
людьми, развивать положительное отношение к спорту как
основы формирования здорового образа жизни; продолжать учить
взаимодействовать в команде.
Таблица 5

18

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА
ЖИЗНИ
Ф.И.О.
воспитанника

Развитие интереса к
различным видам
спорта

Осознанное
Развитие
отношение
к навыков
здоровому
здорового
образу жизни
образа жизни

Формирование и
развитие навыков
основ безопасности
жизнедеятельности

Оценка производится по трехбалльной шкале, где:
- 1 балл – у ребѐнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной
гимнастики, массажей; ребѐнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа
жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребѐнок не
проявляет интерес к занятиям по физической культуре.
- 2 балла – у ребѐнка частично сформированы навыки основ безопасности
жизнедеятельности, ребѐнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо
отвечает на вопросы из цикла «Здоровье».
- 3 балла – ребѐнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно
отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных
упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья.
Валеологическое образование детей в ДОУ воспитанию по программе «Тропинка»- под
редакцией В.Т.Кудрявцева,Л. В. Гаврючиной «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО РИТМА ЖИЗНИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ
Активизация двигательного режима детей:
-активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
-создание необходимой развивающей среды;
-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;
-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
-проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной
деятельности;
Таблица 6
Виды занятий
Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительная работа
1.1. Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале.
Длительность 2-5 мин.
1.2. Физкультминутка
1.3. Подвижные игры и
физические упражнения
на прогулке
1.4. Оздоровительный бег

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от
вида и содержания занятий.
Длительность 3-5 мин.
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами.
Игры, подобранные с учетом индивидуальных
особенностей детей. Длительность 12-30 мин.
2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время
утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

1.5. Индивидуальная работа
по развитию движений

Ежедневно во время вечерней прогулки.
Длительность 10-15 мин.

1.7. Гимнастика после
дневного сна

Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей.
Длительность не более 10 мин.
19

1.8. Корригирующая
гимнастика

2.1. Физическая культура

2 раза в неделю или курсами ежедневно в течение 10
дней подряд с последующим перерывом. Длительность
12-20 мин.
Проводится по рекомендации врача.
2.Учебные занятия
3 раза в неделю, длительность 12-30 мин

3.1

Самостоятельная
двигательная
деятельность

4.1
4.2

Неделя здоровья
Физкультурно –
спортивные праздники на
воздухе

3.Самостоятельные занятия
Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении
и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от
возрастных особенностей детей.
4.Праздники и развлечения
2 раза в год
2 -3 раза в год, внутри детского сада ,. Длительность 2040 минут

5.1

5.Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи
Совместные физкультурные занятия родителей и
1 -2 раза в год
детей

5.2

Участие родителей в физкультурно –
оздоровительных праздниках и развлечениях

В течение года

1. Организация
санитарно-эпидемиологического
режима
гигиенических и материально-технических условий:
Задачи
1.Организация
режима
пребывания
ребенка в ДОУ

Содержание
1.1. Распределение нагрузки в
течение дня.
1.2. Продолжительность пребывания
детей на свежем воздухе.
1.3. Смена видов деятельности в
течение дня
2.Соблюдение
2.1. Подбор мебели в соответствии с
требований
антропометрическими
данными
санитарнодетей
гигиенических
2.2. Проведение замеров:
норм и правил
- освещенности,
- влажности,
- температуры воздуха в группах,
залах, кабинетах специалистов
3. Укрепление 2.1.
Оборудование
спортивного
материальноучастка
технической
2.2. Оборудование прогулочных
базы
участков
2.3. Оборудование:
- физкультурных центров,
- спортзала

Сроки
Август

и

создание

Таблица 7
Ответственный
Ст.воспитатель,
педагоги

в
течение
года
2 раза в год

Ст. медсестра,
Ст.воспитатель,
завхоз
Завхоз

Ежегодно
Ст. медсестра
Ежедневно
2013-14 г.

Завхоз

2013 -14г.

Завхоз

постоянно

Ст. воспитатель,
родители
инструктор по
20

4. Обеспечение
условий
для
предупреждения
травматизма в
ДОУ

2.6. Изготовление нестандартного постоянно
физкультурного оборудования в
залах и группах
2.7. Приобретение:
- бактерицидных ламп (групп,
медкабинета, спортзала);
- аппарата для измерения давления
детям и сотрудникам;
- приобретение приборов ионизации
воздуха для групповых помещений.
4.1. Соблюдение ТБ при организации постоянно
учебного процесса и свободного
времени.
4.2. Своевременный ремонт мебели и постоянно
оборудования в ДОУ

2. Создание условий для сохранения
эмоционального здоровья детей
Задачи
1. Создание
условий для
полноценного
психического
развития ребенка
в период
адаптации
2. Формирование
у педагогов
потребности в
психологических
знаниях
3. Психологопедагогическое
изучение
личности ребенка

Содержание
1.1.Оказание помощи в период
адаптации, составление
рекомендаций по
предупреждению
эмоциональных перегрузок
детей.
1.2. Изучение медицинской
документации воспитанников
1.3. Анкетирование родителей
2.1.Консультации
2.2. Участие в педагогических
советах

3.1. Обследование при
поступлении в детский сад
3.2. Обследование при переходе
на новый возрастной этап
3.3. Диагностика
эмоциональной и
коммуникативной сфер ребенка,
выявление причин нарушения
4.
4.1. Проведение
Консультирование индивидуальных консультаций
педагогов и
4.2. Участие в родительских
родителей
собраниях
5. Совместная
5.1. Участие в комплектовании
работа с
групп
администрацией

и

укрепления
Сроки
Сентябрь (по
мере
поступления
детей)

ФК
педагоги,
инструктор по
ФК
Заведующая
ДОУ, завхоз, ст.
медсестра

Завхоз
Завхоз
психического

и

Таблица 8
Ответственный
Педагог-психолог

Сентябрь,
октябрь
По плану
ДОУ

Сентябрь
По запросу
По запросу

Август,
сентябрь

Заведующий
МДОУ, педагогпсихолог
21

Таблица 9
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Содержание
Сроки
Ответственный
1.1. Обеспечение
постоянно
Ст.воспитатель,
динамического режима дня.
воспитатели,
инструктор по ФК
1.2. Обеспечение
разнообразной деятельности
2. Использование 2.1. Обеспечение
постоянно
Ст. медсестра,
рационального
калорийности детского
Шеф повар
питания
питания, его вкусовых качеств
2.2. Обеспечение разнообразия
меню
2.3. Обеспечение меню
достаточным количеством
овощных блюд, зелени, соков,
фруктов
2.4. Витаминизация третьих
блюд .
3. Соблюдение
3.1. Соответствие одежды
постоянно
Воспитатели
гигиены одежды и детей сезону и температуре
помещений
помещений
3.2. Проветривание
По графику
Воспитатели,
младшие
3.3. Использование
воспитателей
бактерицидных ламп
3.4. Влажная уборка
Младшие
помещений
воспитатели
3.5. Соблюдение питьевого
постоянно
Воспитатели
режима
3.6. Соблюдение
Воспитатели,
гигиенических требований к
младшие
игрушкам и их содержанию
воспитателей
Задачи
1. Использование
оздоровительных
режимов

4. Использование
закаливающих
процедур

5. Использование
физических
упражнений в
повседневной
жизни

4.1. В повседневной жизни:
- воздушные ванны
- максимальное нахождение
детей на свежем воздухе
- закаливание
- сон с доступом воздуха
- игры с водой
4.2.Специальноорганизованные:
- утренняя гимнастика
- контрастные температуры
воздуха в спальне и группе
- занятия в зале

постоянно

5.1. Утренняя гимнастика во
всех возрастных группах

ежедневно

5.2. Подвижные, спортивные,

постоянно

Ст. медсестра,
воспитатели

В соответствии Ст. медсестра,
с
воспитатели,
установленным инструктор по ФК
двигательным
режимом
Воспитатели,
инструктор по ФК,
музыкальный
руководитель
Инструктор по ФК,
22

народные игры по сезону,
спортивные праздники и
развлечения, самостоятельная
двигательная деятельность
5.3. Физкультминутки

воспитатели
музыкальный
руководитель
Воспитатели

V. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для успешной работы в этом направлении медицинский работник собирает сведения
о ребѐнке при поступлении в детский сад через личную беседу. Тщательно изучается
карта индивидуального развития ребѐнка, условия жизни, особенностей поведения и
развития.
Эта работа тесно связана с физкультурно-оздоровительной и осуществляется в
детском саду в тесной взаимосвязи между медиками и педагогами.
Таблица 10
Организация оздоровительно-профилактической работы
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственный
1.
1.1. Профилактические
По плану
Врач, ст.
Предупреждение
прививки
прививочной
медсестра
инфекционных
работы
заболеваний
1.2. Сквозное проветривание
Систематически Воспитатели,
помещений
младшие
воспитатели
1.3. Соблюдение санитарноВрач, ст.
гигиенических правил
медсестра,
воспитатели,
младшие
воспитатели
1.4. Проведение санитарноПо плану
Врач, ст.
просветительской работы
медсестра
2. Мобилизация
2.1. Отвар шиповника
По плану
Ст. медсестра,
защитных сил
медсестры
воспитатели
2.2. Соки
организма
2.3. Фрукты
3. Проведение
3.1. Проведение упражнений, постоянно
Воспитатели,
неспецифической игр для профилактики
инструктор по ФК
профилактики
простудных заболеваний
ОРВИ
3.2. Использование чесночно- Весна, осень
Воспитатели
луковых фитонцидов.
4. Проведение
4.1. Гимнастика для глаз
постоянно
Воспитатели,
профилактических 4.2. Дыхательные упражнения
логопед,
мероприятий
4.3. Логоритмические
инструктор по ФК
упражнения
музыкальный
4.4. Игры «Песок-вода»
руководитель,
педагог-психолог
6. Проведение
6.1. Подбор соответствующей Сентябрь,
Завхоз, ст.
профилактических мебели
январь
медсестра,
мероприятий по
воспитатели,
6.2. Введение
постоянно
предупреждению
инструктор по ФК
корригирующих упражнений
нарушений осанки в комплексы ОРУ и утренней
гимнастики.
6.3. Введение во все формы
по физическому воспитанию
23

7. Проведение
коррекционной
работы с детьми,
имеющими
нарушения осанки

упражнений, направленных
на формирование навыка
правильной осанки
- осуществление
индивидуального подхода,
- регулирование физической
нагрузки,
- подбор мебели

постоянно

Врач, воспитатели,
инструктор по ФК,
родители

VI. ЗАКАЛИВАНИЕ
Система закаливающих мероприятий
Закаливание - ведущий метод повышения устойчивости организма к постоянно
меняющимся условиям внешней среды. В природе постоянно меняется уровень солнечной
радиации, температуры воздуха и воды, влажность и подвижность воздуха. Следовательно,
основными средствами закаливания организма являются вода, свежий воздух, солнечный свет.
В ДОУ используются наиболее универсальные, эффективные и доступные для детей
дошкольного возраста всех видов и направленности закаливающие мероприятия. Их
примерный перечень скорректирован с учетом региональных климатических и сезонных
особенностей, а также имеющихся условий для проведения закаливающих процедур.
При организации закаливания учитываются следующие требования:
- возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени
тренированности организма ребенка;
- позитивный эмоциональный настрой;
- использование в комплексе природных факторов и закаливающих процедур;
- соблюдение методики выбранного вида закаливания.
Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с
возрастом детей и методикой закаливания. Закаливание в повседневной жизни органично
вписывается в режим группы.
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной
деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие
закаливающие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
-подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной
активности, или физкультурные занятия (в помещении и на улице).
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени,
необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Результативность учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы
обеспечивается совместными усилиями администрации ДОУ, медицинского персонала,
инструктором по физической культуре, других педагогов и родителей.
Таблица 11
Форма
закаливания
Утренняя
гимнастика
(в теплую погоду –
на улице)
Пребывание

Закаливающее
воздействие
Сочетание воздушной
ванны с физическими
упражнениями
Воздушная ванна

2—3

1-2

Длительность (мин. в день)
3-4
4-5
5-6

2

2

2-3

6-7

3-4

Индивидуально
24

ребенка в
облегченной
одежде при
комфортной
температуре в
помещении
Подвижные,
спортивные игры,
физические
упражнения и
другие виды
двигательной
активности
(в помещении)
Подвижные,
спортивные игры,
физические
упражнения и
другие виды
двигательной
активности
(на улице)
Прогулка в первой
и второй половине
дня

Сочетание воздушной
ванны с физическими
упражнениями;
босохождение с
использованием
ребристой доски,
массажных ковриков,
каната и т.п.
Сочетание
световоздушной
ванны с физическими
упражнениями

до 15

до 15

до 20

до 25

до 30

до 12

до 15

до 20

до 25

до 30

Сочетание
В соответствии с режимом дня группы
световоздушной
ванны с физическими
упражнениями
Воздушная ванна, с
Дневной сон
учетом сезона года,
в соответствии с действующими СанПиН
региональных
климатических
особенностей и
индивидуальных
особенностей ребенка
Физические
Сочетание воздушной
упражнения после
ванны с физическими
5
5-7
5-10
7-10
7-10
дневного сна
упражнениями
(контрастная
воздушная ванна)
Закаливание после Воздушная ванна,
дневного сна
различные методики
3-6
закаливания
Применение какой-либо одной закаливающей процедуры, даже сильнодействующей, не
оказывает должного эффекта. Закаливание – это система мероприятий, неоднократно
повторяющихся в течение дня, месяца, года. Очевидно, что нельзя закалить ребенка раз и
навсегда, придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит,
закаливание — должно сопровождать жизнь детей дома и в детском саду.
Принципами закаливания являются:

Постепенность

Регулярность

Индивидуальность

Многофакторность
25

Факторы закаливания
1. Воздух
2. Вода
3. Солнце
4. Рецепторные.
В реальной практике дошкольного учреждения трудно охватить процедурами одновременно
детей всей группы. Однако в целом, традиционные подходы к закаливанию при правильной
организации могут дать определѐнный закаливающий эффект.
При организации закаливания необходимо соблюдать ряд требований:

Проведение комплексной оценки здоровья ребенка.

Определение типа закаливания.

Дозирование.

Выбор метода закаливания.
При работе по закаливанию детей мы придерживаемся следующих правил:
1 правило Индивидуальный подход к каждому ребѐнку.
2 правило Систематическое проведение процедур во все времена года, без перерывов.
3 правило Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учѐтом самочувствия
ребѐнка.
4 правило Проведение закаливания на положительном эмоциональном фоне.
VII. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Одним из основных направлений по формированию физически и психически
здорового ребенка является работа с родителями, которая заключается в привлечении
родительского внимания к здоровому образу жизни в воспитании детей и привитие
общечеловеческой культуры. Приобщение родителей к спортивно-оздоровительным
мероприятиям, проводимым в МДОУ.
Задачи работы с родителями:

Повышение педагогической культуры родителей.

Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и
психологической среды в семье.

Изучение и распространение положительного семейного воспитания.

Ознакомление родителей с основами психолого – педагогических знаний через
психологические тренинги, семинары – практикумы, консультации.

Включение родителей в совместную работу по оздоровлению детей.
В работе с родителями использовать следующие формы работы:

Проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;

Анкетирование

Выпуск информационных листов

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по
проблемам

Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших

Показ онлайн- занятий для родителей

Совместные занятия для детей и родителей

Круглые онлайн-столы с привлечением специалистов детского сада

Организация совместных дел (постройка горки, расчистка участка от снега и др.)
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях,
определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство – которое достигается в том случае, когда не только воспитателям, но и
родителям хорошо понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка, когда семья знакома с
26

содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют
лучший опыт семейного воспитания.
2.Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы в
течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их
интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе
доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а
родителей - в детском саду.
С целью улучшения профилактической работы с родителями по вопросам закаливания
и оздоровления ребенка старшая медсестра проводит с родителями цикл бесед, лекций по
темам:

Причины частых и длительно текущих острых респираторных заболеваний.

Профилактика ОРЗ в домашних условиях.

Закаливающие процедуры дома и в дошкольном учреждении.

Плавание – крепость здоровья.

Значение режимных моментов для здоровья ребенка.

О питании дошкольников.

Профилактика глистных и острых кишечных заболеваний у детей.

Вредные привычки у взрослых (употребление алкоголя, курение, наркомания и др.)
и их влияние на здоровье детей.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Пропаганда ЗОЖ:

Родительские практикумы по закаливанию (инструктор по ФК)

Информационный стенд (старший воспитатель)

Родительские собрания (все специалисты)

Консультации о ЗОЖ в семье (врач-педиатр, ст. медсестра, ст. воспитатель)

Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.

Консультации, памятки, информация о безопасном поведении в быту (психолог,
воспитатели)

Организация досуга в семье (музыкальный руководитель)

Консультации о психологическом здоровье (педагог-психолог)

Антиалкогольная пропаганда (старший воспитатель)

Наглядные виды работ: выставки детских рисунков, литературы, дидактических
пособий, фотовыставки.

27

Приложение 1
План работы
по формированию здорового образа жизни в МАДОУ №113 «Капитошка» на 2020-2025 учебный год
№
п/п
1.
1.1.

1.2.

2.
2.1.
3.
3.1.

3.2.

Направления деятельности, мероприятия

Сроки исполнения

Научно-методическое обеспечение работы по формированию здорового образа жизни
Изучение инструктивно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса С сентября 2020г
по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в ДОУ и применение их в по факту
работе
Разработка консультаций для родителей и педагогов на основе методических В течение периода
рекомендаций по оказанию психологической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в развитии, адаптации, обучении и общении
Совершенствование организации медицинского обслуживания в ДОУ
- Оснащение в соответствии с требованиями СанПиН помещений для работы постоянно
медицинского персонала
Создание единой системы формирования здорового и безопасного образа жизни воспитанников
Соблюдение нормативно-правовых условий формирования культуры здорового и Постоянно
безопасного образа жизни воспитанников:
Устав МБДОУ
Образовательная программа ДОУ
Положение о педагогическом совете
Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
Должностные инструкции

Ответственные
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель

Зав. ДОУ
Зав. ДОУ

Содержание и развитие инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом,
ритмикой:
постоянно
Музыкальный зал
спортивный зал
кабинет учителя-логопеда - 2
Спортивная площадка на улице
Физкультурные уголки в группах
Приобретение необходимого оборудования, медикаментов для оснащения
28

3.3.

3.4.

3.5.

3.7.
3.7.1.

медицинского кабинета;
Оснащение учреждения здоровьесберегающим оборудованием, используемым в
профилактических целях;
Приобретение нового оборудования для спортивного зала
Рациональная организация образовательного процесса:
- составление режима дня на учебный год, на летний период;
- составление расписания занятий в соответствии с учебным планом;
- проведение мероприятий по соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил,
изучению техники безопасности.
Организация физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы в ДОУ:
- физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения;
- утренняя гимнастика;
- физминутки, динамические паузы в течение дня;
- организация прогулки;
- проведение Недели здоровья;
- физкультурные досуги и праздники;
- закаливающие процедуры;
- музыкальные праздники и развлечения;
Организация системы просветительской и методической работы в ДОУ по
здоровьесбережению:
- проведение семинаров-практикумов
- Разработка консультаций для родителей по теме формирования здорового и
безопасного образа жизни детей
Комплексное сопровождение системы формирования здорового и безопасного образа
жизни воспитанников
Привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех
направлений работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников,
просвещению родителей
Неделя здоровья
Конкурс детского рисунка
Консультации для родителей и сотрудников
Совместные мероприятия с родителями
Лекции для родителей и сотрудников
Беседы с родителями и сотрудниками

по потребности

Завхоз
Ст.воспитатель

август
в течение года
в течение года

Ст.воспитатель

в течение года

Ст.воспитатель,
инструктор по ФК

в течение года
Зав. ДОУ
в течение года

29

3.8.

4.
4.1.
4.2.

Выставка научно-методической литературы по здоровьесбережению, профилактике
заболеваний, вредных привычек, безопасности детей
Профилактические осмотры воспитанников
Профилактические прививки
Витаминотерапия, фитотерапия
Проведение занятий по ОБЖ для детей
Проведение мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного 2 раза в год
образа жизни воспитанников:
Диагностика физической подготовленности

Ст.воспитатель

Формирование здоровья и здорового образа жизни в рамках внедрения федеральных государственных образовательных
стандартов
- Разработка и внедрение Программы формирования здорового и безопасного образа Октябрь-ноябрь 2020 Зав. ДОУ
жизни воспитанников
Создание благоприятного режима двигательной активности воспитанников с учѐтом постоянно
Зав. ДОУ
возраста и состояния здоровья

30

31


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».