Региональная программа

Утверждаю: 17.10.2017
Заведующий МАДОУ №113
Серебрякова Л.А.

Программа
«Экологическими тропами Бурятии»
(3-7 лет)

Воспитатель: Сысюк Татьяна Петровна
г.Улан-Удэ
2017г.

«Природа – дом, в котором мы живем, и охрана этого дома – охрана человечества»
(Л.Леонов)

Пояснительная записка
В современных условиях экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются
первостепенной задачей человеческого сообщества. Первые семь лет в жизни ребенка — становление самосознания: ребенок
выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно
ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Современный ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас
становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников
формирования детских ощущений, восприятий, представлений. В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру
природы начинает формироваться экологическая направленность личности, когда закладывается фундамент осознанного
отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются
в памяти человека. Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной
связи со средой обитания — содержательный элемент экологического воспитания дошкольников. Человек - не главное
действующее лицо, а только часть природы. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское
отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а
потому, что человек не может существовать без природного окружения. Глобальные проблемы современности требуют
немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на
потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров.современные

проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования
экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. С принятием законов
Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой
базы для формирования системы экологического образования населения. Указом Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440
утверждена «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию».
Сегодняшние дети – это будущее руководители, экологи, экономисты, депутаты. От нас зависит, какими они вырастут,
будут ли беречь и любить тот край в котором они выросли, заботиться о его сохранности и процветании. Каковы же будут
наши воспитанники, которым предстоит жить, трудиться и самореализовываться в новых условиях развития региона,
республики. Дошкольное образование, с одной стороны, воспитывает подрастающее поколение, с другой – формирует у него
определённую систему ценностей, которая во многом определяет его поступки и действия в будущем. Это значит, что
дошкольное образование играет огромную роль в реализации идей устойчивого развития. Концепция устойчивого развития
объясняет, что люди могут существовать только в гармонии с окружающей средой, учитывая законы природы. (Обруч №2
2009 «Образование для всех» - Н. А. Рыжова).В 2006 году республика Бурятия стала туристическо-рекреационной зоной. Её
особенность в том, что главное внимание уделяется сохранности природных и культурных комплексов при увеличении
спроса на природно-экологический, оздоровительный и спортивный туризм. Одной из важных проблем является сохранение
уникальных природных комплексов на Байкальской территории. Прежде всего, мы должны почувствовать ответственность за
судьбу родного края, бороться за чистоту берегов священного моря.Каковы же будут наши воспитанники, которым предстоит
жить, трудиться в условиях Международного туристического комплекса.
В соответствии с

современной научной Концепцией дошкольного воспитания (В.В. Давыдов.В.А. Петровский и др.)

о признании самоценности дошкольного периода детства, основываясь на теоретических трудах и анализе практики Л.С.
Выготского, А.С Макаренко, А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, программах Н. А.Рыжовой, А.И. Ивановой, Федеральным

законом № 94 от 01.05. 1999 года «Об охране озера Байкал»,

была разработана экологическая программа «Воспитание

экологической этики у детей» от 2-х до 7-ми лет.
В основе программы лежит экологическая культура, ориентированная на экологическое общество и гармоничное
взаимодействие человека с природой родного края.
Актуальность.Учитывая весьма загрязненное состояние окружающей природной среды в России, занимающей 3 место в
мире по выбросам и 74 место среди самых экологически чистых стран мира и переживающей острый экологический кризис,
переход к устойчивому развитию для нашей страны задача не из простых. Республика Бурятия является одним из наиболее
экологически чистых регионов Российской Федерации, но основные виды негативных воздействий связаны с той частью
территории республики, которая относится к промышленным центрам и прилегающим к ним зонам. К основным
экологическим проблемам региона относятся: загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов,
возрастающее количество отходов производства и потребления.Современное состояние характеризуется образованием и
накоплением значительного объема отходов, в том числе опасных, что представляет потенциальную угрозу уникальной
экосистеме озера Байкал и Байкальской природной территории.
Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание

системы непрерывного экологического

образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
человека, его отношения к окружающему миру. Воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к
природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Взаимоотношение человека с
природой – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня
экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю

жизнь. Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего
возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя
первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами природы, открывает новое в знакомом и
знакомое в новом; вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д.
Зверева, позволяют переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем
возрасте начать формирование экологической культуры. Возможность усвоения таких знаний детьми доказана
педагогическими исследованиями И. А. Комаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Великий
русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение
с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их
сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с
окружающей средой. Дети приобретают первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической
деятельности по охране природы родного края.
Экологическую культуру дошкольников Н. А. Рыжова определяет как качество личности, компонентами которой
являются:
 интерес к природе и проблемам ее охраны;
 знания о природных объектах и способах их охраны, защиты живого;
 нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
 экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде (совместно со взрослыми);
 мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

С. Н. Николаева считает, что формирование основ экологической культуры дошкольников - это становление осознанно
правильного отношения к природе. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный
компоненты. Основываясь на теоретических трудах и анализе практики Л.С. Выготского, А.С Макаренко, А.Н Леонтьева,
С.Л. Рубинштейна, программах С. Н. Николаевой, Н. А.Рыжовой, Соломенниковой О.А. была разработана программа
«Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста »
Цель:
формирование начал экологической этики и культуры у детей дошкольного возраста.
Новизна программы заключается:
- В новом подходе к экологическому воспитанию, в основе которой лежит экологическая культура, ориентированная на
будущее и утверждающая органическую связь между человеком и природой (отношение к природе).
В новых видах деятельности:
• Игры-путешествия с решением экологических задач
• Игровое проблемное обучение.
 Поэтический образ рисунка(пейзажа) в рисунках нетрадиционным способом
• Туристические прогулки, прогулки пленэр на территории детского сада
• Социо-игровое взаимодействие детей разных возрастов - «Юный экскурсовод»
• Встреча с носителями высших образцов опыта в художественной деятельности; организация вернисажа картин
(сотрудничество с музеями города - национальный музей Бурятии, музей Природы).
• Прогулки - пленэр.
 Экологические акции
 Детско-взрослое экологическое движение совместно с ГРИНПИС

 Сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка - Клуб «Станем юными защитниками природы», выпуски газет,
плакатов.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника.
2. Развитие познавательного интереса к миру природы.
3. Расширение знаний дошкольников о природе малой родины и ее исторических ценностях.
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка
поведения.
4. Развивать умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями.
5. Формировать умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среды.
6. Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать
в творчестве полученные впечатления.
7. Воспитывать отзывчивость, стремление сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь.

Предполагаемый результат:
 Сформирована элементарная система знаний о нормах и правилах поведения дошкольников в природе.
 Осознанно действуют с полученными знаниями в повседневной жизни.
 Бережно относятся к объектам живой природы.
Программа построена с учетом принциповотбора содержания экологического образования дошкольников.
 Научность.

 Доступность.
 Целостность.
 Системность.
 Принцип «спирали».
Содержание программы разработано в соответствии ФГОС ДО и охватывает следующие образовательные области:
Задачи развития экологической культуры у детей решаются посредством образовательных областей:


Физическое развитие



Познавательное развитие



Речевое развитие



Социально-коммуникативное развитие



Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие:

Тропинка в мир движения, тропинка к здоровью


Туристские прогулки «Мы ребята – туристята» (спортивно-тренировочные, краеведческие, развлекательные)

Познавательноеразвитие

Тропинка в мир свойств и качеств предметов. Тропинка в окружающий мир


Игры-путешествия «Минутки любования», «Минутки познания»;



Игровое проблемное обучение, детское экспериментирование в экологической лаборатории.

Речевое развитие

Тропинка в мир правильной речи
 Юный экскурсовод;
Социально-коммуникативное развитие

Тропинка в мир людей. Тропинка в мир труда


Игры с водой и при родн ым материалом родного к рая.



Социо-игровое взаимодействие детей разных возрастов - «Юный экскурсовод»



Социо-игровое взаимодействие детей и взрослых - Клуб «Юные защитники природы», природоохранные акции.

Художественно-эстетическое развитие

Тропинка в мир музыки, Тропинка в мир изобразительного искусства


Игры-путешествия – минутки любования;



Прогулки- пленэр;



Поэтический образ природы в детском рисунке.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».