Положение о психологической службе в ДОУ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение определяет содержание деятельности
психологической службы, является правовой и организационнометодической основой организации деятельности.
1.2. Деятельность психологической службы ориентирована на
психологическое обеспечение образовательного процесса, на создание
условий для личностного, интеллектуального и социального развития
подрастающего поколения, а также на охрану здоровья всех участников
образовательного процесса.
1.3. Деятельность психологической службы осуществляет педагогпсихолог.
1.4. В решении всех проблем педагог-психолог руководствуется
интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития.
1.5.
Педагог-психолог
оказывает
содействие
формированию
развивающего образа жизни для всех участников образовательного процесса,
развитию подрастающего поколения, формированию индивидуальности у
детей дошкольного возраста на всех этапах непрерывного образования;
развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к
обучению, определению психологических причин нарушения личностного и
социального развития у детей дошкольного возраста занимается
профилактикой подобных нарушений.
1.6. Педагог-психолог работает в тесном контакте с педагогическим
коллективом и родителями.
1.7. Важнейшим условием эффективности работы является правильное
понимание психологом и педагогом существа их профессионального
взаимодействия. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в
подходе к ребенку, тесное сотрудничество на всех стадиях работы следует
рассматривать как необходимое условие плодотворной работы.

1.8. На должности педагога-психолога образовательного учреждения
могут работать специалисты с высшим образованием по профильным
направлениям.
1.9. Назначение на должность педагога-психолога определяется на
основании документов об образовании и стажа профессиональной
деятельности, согласно действующим нормативам в системе образования
Российской Федерации.
1.10. Нагрузка педагога-психолога в образовательном учреждении
составляет 36 часов в неделю и определяется Правилами внутреннего
трудового распорядка и регулируется данными правилами с учѐтом, из них:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с
участниками образовательного процесса в пределах не менее половины
недельной продолжительности их рабочего времени. Исходя из особенностей
контингента воспитанников и образовательного процесса, количество часов
работы с участниками образовательного процесса устанавливается
администрацией детского сада;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе,
обработки анализа и обобщения полученных результатов, заполнения
отчѐтной документации, методическая работа (семинары, педсоветы и т.д.), а
также повышения своей квалификации.
Выполнение указанной работы педагог-психолог может осуществлять как
непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
1.11. Рабочее время психолога организуется с учетом норм практической
психологической работы с детьми разных возрастов и различными
категориями взрослых. Педагог-психолог ведѐт учет проводимой работы,
согласовывает
планирование
и
представляет
отчетность
по
административной и профессиональной линиям.
1.12. В
своей
деятельности
педагог-психолог
руководствуется
соответствующими международными актами в области защиты прав и
законных интересов ребенка, законом Российской Федерации "Об
образовании”, Профессиональным стандартом «Психолог в сфере
образования», федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов
управления образованием, Положением о службе практической психологии в
системе Министерства образования РФ, Положением о психологической
службе системы образования МО, Уставом образовательного учреждения и
настоящим Положением.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
2.1. Основная цель профессиональной деятельности - психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольной
организации, а также оказание психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в
освоении основных образовательных программ, развитии и социальной
адаптации.

2.2. К основным задачам относятся:
- психологический анализ социальной ситуации развития в
образовательных учреждения, выявление основных проблем и определение
причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников
на каждом возрастном этапе;
– содействие педагогическому коллективу в гармонизации социальнопсихологического климата в МБДОУ, психологическая поддержка при
подготовке
к
аттестации,
повышение
психолого-педагогической
компетентности;
– психологическое обеспечение образовательных программ с целью
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям воспитанников;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;
– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе
профессиональной
деятельности
специалистов
образовательного
учреждения, образовательных программ и проектов, учебно-методических
пособий;
– участие совместно с педагогическим коллективом МАДОУ в
подготовке и создании условий психолого-педагогической преемственности
при переходе со ступени на ступень в процессе непрерывного образования;
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
3.1. Педагог-психолог является равноправным членом педагогического
коллектива МАДОУ. Он принимает участие в работе педсоветов,
педагогических консилиумов, методических объединений и др.
3.2.
Для
организации
работы
педагога-психолога
создается
психологический кабинет.
3.3.
График
работы
педагога-психолога
согласовывается
с
администрацией МБДОУ. При составлении графика учитывается
необходимость работы по повышению квалификации.
3.4. На время отсутствия психолога (болезнь, командировка, отпуск и
т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему
необходимой квалификацией.
3.5. Вопросы оплаты труда, нагрузки, продолжительности отпуска,
дополнительной учебной нагрузки решаются в соответствии с нормативными
документами Министерства образования РФ.
4ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
4.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика
4.1.1.Данный вид деятельности осуществляется педагогом-психологом и
определяется необходимостью формирования у педагогов, администрации

МБДОУ, родителей (лиц, их заменяющих), а также детей, потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах
собственного развития, создания условий для полноценного личностного
развития и самоопределения на каждом возрастном этапе, своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта.
4.1.2. В русле психопрофилактического направления педагог-психолог
осуществляет следующие конкретные мероприятия:
 1.Проводит работу по адаптации детей к детскому саду, дает
родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи
детям в адаптационный период.
 Проводит
обследование ребенка по определению уровня
интеллектуального развития с целью выявления детей с
отклонениями в развитии и оказания своевременной коррекционноразвивающей помощи.
 Участвует в организации психолого-педагогических консилиумов с
целью психологического анализа поведения и развития детей для
наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей их
личности, склонностей, способностей.
 Ведѐт работу по созданию благоприятного психологического
климата
в
МАДОУ: оптимизирует
формы
общения
в
педагогическом коллективе (взрослый - взрослый, взрослый ребенок, ребенок - ребенок); консультирует педагогов,
воспитателей и других работников по широкому кругу
профессиональных и личностных проблем.
 Способствует
развитию
коммуникативных
навыков
профессиональной
деятельности
педагогов,
осуществляют
мероприятия по предупреждению и снятию психологической
перегрузки членов педагогического коллектива.
 Проводит анализ плана воспитательной работы, планируемых и
проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки
зрения их соответствия возрастным особенностям детей,
актуальным задачам их развития.
4.2. Психологическая диагностика
4.2.1. Основной задачей данного вида деятельности является диагностика
развития личности детей, углубленное психолого-педагогическое изучение
воспитанников на протяжении всего периода дошкольного детства,
определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее
потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также
выявление причин и механизмов нарушений в обучении и развитии.
4.2.2. Диагностическая работа проводится педагогом-психологом как
индивидуально, так и с группами детей.
В русле психодиагностического направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:

1. Проводит

комплексную диагностику психологической готовности к
школе в подготовительных группах в начале и конце учебного года,
разрабатывает индивидуальные рекомендации на основе анализа
результатов.
2. Диагностирует особенности адаптации вновь прибывших детей,
выделяя степени адаптации и факторы риска дезадаптации.
3. Проводит в случае необходимости психологическое обследование
ребенка с целью определения хода его психического развития,
соответствия развития возрастным нормативам.
4. Проводит изучение особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в
процессе воспитательной работы, помощи в личностном
самоопределении.
5. Проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявляет психологические причины нарушений общения.
6. Совместно
со
специалистами
соответствующего
профиля
осуществляют
дифференциальную
диагностику
различных
отклонений в психическом развитии.
4.3. Психологическая коррекция
4.3.1. Данный вид деятельности предполагает активное воздействие
педагога-психолога на процесс формирования личности и сохранение
индивидуальности
детей.
Этот
вид
деятельности
определяется
необходимостью обеспечения соответствия развития детей возрастным
нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу МАДОУ в
индивидуализации воспитания и обучения детей, в развитии их способностей
и склонностей. Особое место в данном направлении занимает совместная
деятельность педагога-психолога по разработке коррекционных программ
совместно с другими специалистами: логопедами, инструктором по
физвоспитанию, старшим воспитателем и др. – в процессе обучения и
воспитания, в коррекции поведения детей.
4.3.2. Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы
разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, определяемых в ходе психодиагностических исследований, и носят
строго индивидуальный, конкретный характер.
4.3.3. В ходе психокоррекционной работы:
1. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программ, направленных на развитие, как отдельных сторон
психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития
ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Психолог совместно с педагогом разрабатывает и помогает ему в
осуществлении программы коррекции, направленные на устранение
отклонений в психическом развитии ребенка
3. Развивающая и психокоppекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;

- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других
родственников ребенка.
4.3.4. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в
тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием
органического поражения центральной нервной системы или психического
заболевания, а также не требуют применения более строгих мер
административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе
дифференциальной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения
имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу
или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за
границы компетенции психолога, он может быть привлечен специалистами в
соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
4.4. Консультативная деятельность
4.4.1. Данный вид деятельности направлен на консультирование взрослых
и детей по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
образовательного учреждения.
4.4.2. В русле консультативной деятельности педагог-психолог
консультирует родителей (законных представителей), администрацию,
педагогов МАДОУ по проблемам обучения и воспитания детей в русле
педагогики сотрудничества, проводит индивидуальное или групповое
консультирование участников образовательного процесса по проблемам
обучения, личностного развития, жизненного самоопределения, по
проблемам общения.
4.4.3. В русле консультативного направления педагог-психолог решает
следующие конкретные задачи:
1. Консультирует администрацию МАДОУ, специалистов, воспитателей,
родителей по проблемам психологии обучения и воспитания детей,
психологической основы педагогики сотрудничества.
2. Проводит индивидуальное и групповое консультирование детей по
проблемам развития, жизненного самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т.п.
3.Способствует повышению психологической культуры педагогов,
родителей,
представителей
общественности
путем
проведения
индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, метод
объединениях, общих и групповых родительских собраниях, чтением лекций
и др.
4. В качестве консультанта принимает участие в планировании учебновоспитательных мероприятий на основании психологических особенностей
детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в
конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления.
4.5. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение
реализации основных и дополнительных образовательных программ:

1.

2.
3.

4.

Формирование и реализация планов развивающей работы с
воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических
особенностей.
Разработка программ воспитания и социализации детей,
коррекционных программ.
Разработка психологических рекомендаций по формированию и
реализации индивидуальных учебных планов для творчески
одаренных воспитанников.
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных
планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.

4.6. Психологическая экспертиза (оценка)
безопасности образовательной среды ДОУ:
1.
2.

3.

4.

комфортности

и

Психологический
мониторинг
и
анализ
эффективности
использования методов и средств образовательной деятельности.
Психологическая экспертиза программ развития образовательной
организации с целью определения степени безопасности и
комфортности образовательной среды.
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных
организаций при выборе образовательных технологий с учетом
индивидуально-психологических особенностей и образовательных
потребностей обучающихся.
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям
в проектной деятельности по совершенствованию образовательного
процесса.
5.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации,
педагог-психолог, как и любой специалист службы практической психологии
образования Российской Федерации, несет персональную профессиональную
ответственность
за
объективность
психологического
заключения,
адекватность используемых диагностических и коррекционных методов
работы, обоснованность рекомендаций, конфиденциальность информации.
5.2. Педагог-психолог несет ответственность за сохранение протоколов
обследований, документации в соответствии с формами установленного
образца.
5.3. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность за
проведение своих работ строго в пределах своей профессиональной
компетенции.

5.4. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность материальнотехнических средств, вверенных ему для работы психологической службы
МАДОУ.
5.5. В своей профессиональной деятельности педагог-психолог:
– руководствуется законодательством Российской Федерации и
распоряжениями Президента Российской Федерации, правительственными и
нормативными документами федерального уровня по соответствующим
типам учреждений образования, настоящим Положением, приказами и
инструкциями Минобразования России, а также документами, приказами и
распоряжениями органов управления образованием субъектов Российской
Федерации; Уставом МАДОУ и другими локальными актами.
– рассматривает вопросы и принимает решения строго в границах своей
профессиональной компетенции, не берет на себя решение вопросов, не
выполнимых с точки зрения современных требований психологической
науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей
других специальностей (медицина, дефектология, социальная сфера и др.);
– повышает свой профессиональный уровень, изучая новейшие
достижения психологической науки и практики, знает основы возрастной,
педагогической психологии и принципы организации Службы практической
психологии в системе образования;
– применяет
современные
научно
обоснованные
методы
диагностической,
развивающей,
психокоррекционной
и
психопрофилактической работы;
– препятствует проведению диагностической, психокоррекционной и
других видов психологических практик некомпетентными лицами, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
– в решении всех вопросов исходит из интересов ребенка, задач его
полноценного психического и физического развития;
– оказывает необходимую и достаточную помощь педагогическому
коллективу в решении основных проблем образовательного процесса,
оказывает необходимую и возможную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем, содействует развитию психологической
грамотности родителей (законных представителей) в вопросах детской и
возрастной психологии;
–
соблюдает конфиденциальность имеющейся информации, не
распространяет сведения, полученные в результате психодиагностической и
консультативной работы, если ознакомление с ними не является
необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции
или может нанести ущерб воспитаннику или его окружению;
– ведет запись и регистрацию всех видов психологической деятельности
в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации.
5.6. В своей деятельности педагог-психолог имеет право:
– рабочее время педагога-психолога организуется в пределах 36-часовой
рабочей недели и регулируется Правилами внутреннего трудового
распорядка МАДОУ с учетом норм практической психологической

деятельности с детьми разных возрастов и различными категориями
взрослых;
– самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об
очередности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные
направления;
–
на создание условий со стороны администрации МАДОУ,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
– знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой для
профессиональной деятельности;
– обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для
получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья детей,
а также по вопросам их социального положения и прочих;
– участвовать в работе ППК;
- повышать собственную профессиональную компетентность путем
прохождения соответствующих курсов.
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Грамотное ведение документации позволяет педагогу-психологу
структурировать и систематизировать свою работу.
Перечень обязательной планово-отчетной документации:
 Положение о психологической службе,
 Рабочая программа педагога-психолога,
 План работы психологической службы на учебный год,
 Журнал регистрации видов работ,
 Планы и программы проводимых занятий с воспитанниками,
педагогическим коллективом, родителями (по направлениям
деятельности: развивающая, коррекционная, просветительская,
профилактическая),
 Аналитико-статистический годовой отчет,
 Результаты
психодиагностики
(акты,
карты,
протоколы,
заключения, сводные таблицы, рекомендации).
7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся и
принимаются на заседании педагогического совета МАДОУ.
7.2. Срок данного положения неограничен. Положение действует до
принятия нового, утвержденного на заседании педагогического совета в
установленном порядке.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».