Программа разработана на основе программы следующих авторов: Купцова А.М., Посполита В.С. Пояснительная записка Современная жизнь диктует особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди педагогов - психологов, как наиболее безболезненный метод воздействия на психику ребенка. Применение арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа «Психология творчества» рассчитана на детей дошкольного возраста. Мастерская арт-терапии соответствует возрастным особенностям детей и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает детям формировать позитивную Я-концепцию. Цели и задачи Цель: гармонизация личности детей, через раскрытие их творческого потенциала. Задачи: развитие творческого мышления, воображения, креативности; создание условий для самопознания и самовыражения; развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества; развитие навыков общения и эффективного взаимодействия; развитие навыков рефлексии. Основное содержание работы Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой. При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр. Форма работы: групповая, занятия продолжительностью 30 минут два раза в неделю. Оптимальное количество участников — 10–15 человек. Возрастная группа 4-6 лет. Специфика проведения: открытая мастерская (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих). Структура занятий: 1. тема, настрой на начало занятия; 2. ритуал приветствия; 3. разминочные упражнения; 4. реализация арт-техники и обсуждение продукта; 5. рефлексия занятия; 6. ритуал прощания. Учебно-тематический план № 1 Тема, номер занятия Введение в программу дополнительную образовательную Количество часов 1 2 Занятие 1: «Мое настроение». Техника марания 1 3 Занятие 2: «Осенняя фантазия». 1 4 Занятие 3: «Свободный рисунок в круге». 1 5 Занятие 4: «Музыка-настроение». 1 6 Занятие 5: «Несуществующий зверек». 1 Занятие 6: «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия». 1 8 Занятие 7: «Чтение сказки «Найда». Сказкотерапия 1 9 Занятие 8: «Я и мои эмоции». Часть 1. 1 10 Занятие 9: «Я и мои эмоции. Обида. Злость». Часть 2. 1 11 Занятие 10: «Мой мир». Групповой коллаж. 1 12 Занятие 11: «Продолжение создания коллажа» 1 13 Занятие 12: «Мир животных». Музыкотерапия 1 7 Занятие 13: «Несуществующее животное». Лепка из 14 теста 1 Занятие 14: «Тренируем свои эмоции». Игротерапия 1 16 Занятие 15: «Тренинг эффективного межличностного взаимодействия» 1 17 Занятие 16: «Прощание со страхами». Рисование карандашами 1 Занятие 17: «Я и моя семья». Изотерапийная игра. 1 19 Занятие 18: «Я и другие». Тренинг межличностного взаимодействия. 1 20 Занятие 19: Всегда ли мы поступаем правильно?» Социально - психологический тренинг. 1 21 Занятие 20: «Исследуем себя». Эмоционально личностное развитие. 1 22 Занятие 21: Работа в команде. Тренинг командообразования. 1 23 Занятие 22: Музыкотерапия. «Зимняя сказка» 1 24 Занятие 23: «Путешествие на облаке» 1 25 Занятие 24: Погружение в сказку. Сказкотерапия 1 Занятие 25: Сказочная импровизация. Сказкотерапия. 1 15 18 26 27 28 29 30 31 Занятие 26: «Игра ниток». Знакомство с техникой монотипии с использованием ниток. 1 Занятие 27: «Хорошие и плохие сказочные герои». 1 Занятие 28: «Путаница». Занятие с использованием упражнений изотерапии и игротерапии. 1 Занятие 29: Тренинг невербального общения. 1 Занятие 30: Заключительное занятие. «Дарим радость». Подведение итогов. Работа с тестом. Лепка. 1 Итого: 31 Способы проверки ожидаемых результатов - беседа; - устный опрос; - выставка. Формы подведения итогов реализации программы - выставки; - диагностика. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)